Нужны ли платные полосы на дорогах?

Photo

Вопрос об организации платных полос на дорогах РФ поднимается уже давно. У этой инициативы были как сторонники, так и противники. Первые акцентировали внимание на том, что благодаря подобным полосам удастся создать дополнительный источник финансирования для реконструкции и ремонта автомобильных трасс, дорожной инфраструктуры. Вторые же были уверены, что эта инициатива есть ничто иное, как очередной побор с российских автомобилистов. Со временем страсти улеглись. Но недавно Максим Соколов, министр транспорта РФ, сообщил, что Минтранс собирается разработать законопроект, согласно которому на отечественных дорогах возникнут платные выделенные полосы. 


Текущая ситуация

В конце прошлого года Роман СТАРОВОЙТ, руководитель Росавтодора, заявил, что не исключает создания специальных полос, так называемых fast lane. При этом он подчеркнул, что реализовать такой проект можно лишь благодаря привлечению инвестиционных средств. Правда, углубляться в подробности не стал.

Что же касается текущей ситуации, то сейчас в России предусмотрена возможность организации специальных carpool-полос. Однако воспользоваться ими могут лишь те машины, в салоне которых находится 2-3 пассажира, не более. Причем такая норма регламентирована законопроектом об организации движения в РФ, который был принят депутатами Госдумы в декабре 2017 г. Также, согласно этому документу, наложено ограничение на проезд транспортных средств в зависимости от времени либо определенных дней.

Вместе с тем, для того, чтобы повысить пропускную способность дорог, власти могут классифицировать машины, разделив их на группы. В качестве критериев для такого отбора послужат категория, скорость и направление движения транспортного средства.

Впрочем, до этого пока не дошло. Зато отдельные чиновники уже успели заявить, что в следующем году на платных российских дорогах может появится система free flow. Она позволяет автолюбителям преодолевать определенные участки автотрасс, объезжая специальные пункты по взиманию платы, которые оснащены шлагбаумами.

Пока же в некоторых крупных городах РФ (Москва, Санкт-Петербург и др.) организованы выделенные полосы для общественного транспорта. Однако далеко не во всех населенных пунктах они есть. Например, жители Краснодара и Архангельска уже давно обращаются к местным властям с предложением организовать выделенные полосы для автобусов, маршруток и т.д.

Что думают независимые эксперты

Как утверждает Александр ШУМСКИЙ, глава Московского центра по борьбе с пробками, платные полосы на дорогах существуют во многих странах мира. Тем не менее, он придерживается мнения, что для их появления на территории РФ еще не настало время. Особого внимания заслуживает его метафорическая ремарка – Александр Шумский сравнил культуру вождения российских автомобилистов с учениками средней школы, которые еще не обладают достаточными знаниями, чтобы решить сложную формулу. Если же выражаться более прозаически, то он уверен, что транспортная культура водителей РФ остановилась на уровне 6 класса среднеобразовательной школы.

Трудно не согласиться с экспертом, хотя некоторым его сравнение может показаться оскорбительным. До недавнего времени даже такое привычное для граждан стран ЕС и США явление, как платная парковка, воспринималось россиянами как что-то диковинное. При этом многие возмущались самим фактом того, что за стоянку машины необходимо платить деньги.

Также Шумский подчеркивает, что любая плата – это, в первую очередь, вопрос из социальной плоскости. Например, если сделать стоимость проезда по платной полосе такой же высокой, как и в других странах, то она не будет востребована автомобилистами. Но если ввести низкую оплату, то дорога будет перенасыщена машинами. Таким образом, власти не достигнут должного эффекта. Ведь полоса, за проезд по которой будет взиматься небольшая плата, станет предельно загруженной.

Как считает глава Московского центра по борьбе с пробками, рациональнее было бы ввести на территории РФ платный въезд в крупные города-миллионники. Он уверен, что такая система идеально сочеталась бы с платными паркингами и простимулировала развитие каршеринга. Но эта инициатива также находится в социальной плоскости. Например, мэрия Лондона на протяжении 7 лет готовила общественное мнение в вопросе организации платного въезда в город.

Поможет только комплексный подход

Против организации платных полос выступает и Виктор ПОХМЕЛКИН, координатор Движения автомобилистов РФ. Он опасается, что полосы, за проезд по которым будут взимать плату, будут организованы по тем же правилам, что и стандартные. То есть, вместо того, чтобы расширять дорогу, обычную полосу переделают в платную. В итоге заторы никуда не исчезнут, а, наоборот – увеличатся. Следовательно, начнет расти количество нарушителей, которые станут заклеивать автомобильные номера.

Если же власти найдут деньги и все-таки решатся пристроить к дороге платную полосу, то за пользование ею придется взимать немалую сумму денег, что тоже не выход. В качестве примера Виктор Похмелкин привел строительство платных дорог – так, если прокладка автотрассы осуществляется с нуля, то это длинные финансовые средства. В России же всегда стараются добиться предельно быстрой окупаемости.

Виктор Похмелкин уверен, что введение платных полос надо пока отложить. Вместо реализации этой инициативы он предлагает направить все ресурсы на развитие дорожной сети – существующая уже давно не может справиться с трафиком, растущим из года в год.

Бесценный израильский опыт

При рассмотрении вопроса об организации платных полос на дорогах РФ представители Росавтодора ориентируются на опыт других стран – в частности, Израиля.

Так называемая fast line или платная полоса расположена на одной из трасс, которая ведет от аэропорта в Тель-Авив. Четко регламентированного тарифа она не предусматривает – он все время варьируется в зависимости от различных факторов. Так, например, на цену проезда по ней влияет уровень загрузки. Последний высвечивается на специальных информационных стендах, установленных над проезжей частью.

Реализовать нечто подобное на территории России пока не представляется возможным. И вопрос здесь не только в деньгах. Прежде чем приступать к организации платных полос на российских дорогах, необходимо провести немалую просветительскую работу среди автолюбителей. Также требуется заранее обсудить с ними размер платы, которая будет взиматься за проезд по выделенной полосе.