Нужно ли отбирать авто у пьяных водителей?

Photo

В рамках ужесточения борьбы за безопасность дорожного движения в общем и с нетрезвыми водителями за рулем в частности депутаты предложили конфисковывать транспорт у пьяниц. Таким образом, они не только лишаться возможности снова сесть за руль после принятия алкоголя, но и во время жизни пешехода научатся не повторять своей ошибки.

Борьба с нетрезвыми водителями: методы и результаты

Уже не в первый раз совершается попытка разрешить сотрудникам ГИБДД отнимать и отправлять на штрафстоянку автомобили тех водителей, которые будут находиться за рулем в нетрезвом состоянии или же категорически отказываться от процедуры медицинского освидетельствования на наличие алкоголя в крови. Причем в изложении Минюста предполагалось, что все расходы на эвакуацию и хранение транспортного средства лягут на плечи автовладельца. Если водитель предоставит результаты самостоятельно проведённого медосвидетельствования и докажет суду свою невиновность, то потраченные деньги ему будут возвращены. В противном случае эти средства помогут восполнить государственную казну, в которую поступает недостаточно финансов от административных наказаний водителей.

Как свидетельствуют официальные данные, только треть принятых судом постановлений, касающихся нетрезвого вождения, оплачивается нарушителями в установленные сроки и на добровольной основе. В остальных случаях приходится задействовать судебных приставов, что оказывает на них дополнительную нагрузку и все равно ведет к колоссальным недоборам в бюджет.

Теперь инициативу выдвинули представители Законодательного собрания Архангельской области, предложив добавить в пункт Уголовного Кодекса, касающийся конфискации имущества, изъятие автомобиля. Столь радикальную меру предполагается применять к следующим категориям нарушителей:

= остановленных не в первый раз в состоянии алкогольного опьянения за рулем;

= отказывающихся от медицинского освидетельствования;

= имеющих судимость за гибель людей в аварии, совершенной в нетрезвом состоянии, и вновь нарушивших ПДД.
 
Идея поправок возникла из печальной статистики по Архангельску и области, где только за 6 месяцев прошедшего 2017 года погибло в ДТП 70 человек, из которых 30 человек - по вине пьяных водителей. Кроме того, результаты анализа дорожных происшествий за 2015-2017 годы показали, что порядка 2 тысяч автомобилистов повторно попадаются за вождение в нетрезвом виде.

Председатель Архангельского областного Собрания депутатов Виктор НОВОЖИЛОВ считает имеющиеся меры наказания недостаточными, так как после уплаты штрафа водитель может в тот же день снова сесть за руль и продолжить веселье. Общероссийская статистика показывает, что каждая 13-я авария вызвана нетрезвым автомобилистом, который за это нарушение даже тюремного срока впоследствии не получит. Поэтому раз автомобиль фактически представляет собой орудие преступления, его необходимо изымать.

По действующему законодательству, уголовная ответственность предусматривается за повторную поездку за рулем в состоянии опьянения. В данном случае водитель может лишиться водительских прав, выплатить штраф в пределах 200-300 тысяч рублей, лишиться свободы на срок 1-2 года или получить принудительные работы. Как показывает практика, за 2 последних года за нарушение правил дорожного движения осудили около 94 тысяч человек, из которых 78 тысяч занимались обязательными работами, оставшиеся уплатили штрафы, уголовного же наказания не понес никто.

Бояться ли автомобилистам за свой транспорт?

На пути предложенных поправок встает ряд законодательных и юридических препон. Во-первых, руководствуясь постановлением № 25 Пленума Верховного Суда от 2008 года, конфискация транспортного средства невозможна даже при столь веских доводах об «орудии преступления».

Во-вторых, придется продумывать применение закона в тех случаях, если за рулем автомобиля оказался не его владелец или транспортное средство принадлежит юридическому лицу или находится в долевой собственности.

В-третьих, не до конца ясна финансово-техническая сторона в том смысле, куда направлять залоговые средства, в течение какого срока перечислять их в бюджет, и еще ряд бюрократических нюансов.

Наконец, сомнительная соразмерность выгоды от конфискации автомобиля и общественной опасности от проступка. Так, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков рассказал, что российский автомобильный парк практически на половину состоит из транспортных средств, чей возраст старше 12 лет, а стоимость либо сравнима с размером штрафа за вождение в нетрезвом виде, либо меньше него. Таким образом, конфискация машины не принесет ожидаемого результата. Если же автовладелец достаточно состоятелен, чтобы быстро оплатить штраф, он в кратчайшие сроки заберет свое имущество со штрафстоянки и сможет снова сесть за руль в любом состоянии.

Достаточно резко высказался и Виктор ПОХМЕЛКИН, являющийся лидером Движения автомобилистов России. Он вспоминает, как уже и поднимали размер штрафных санкций, и продлевали срок лишения водительского удостоверения, но ни одна из этих мер не снизила степень пьянства за рулем. Искоренить нетрезвое вождение возможно лишь путем общей антиалкогольной политики в стране, иначе пока российские граждане выпивают, и автомобиль их не удержит. Поэтому Виктор Похмелкин согласен с тем, что изъятие транспортного средства не только окажется неэффективной мерой борьбы с нарушениями, но и может серьезно навредить добросовестным автомобилистам, доверившим свой транспорт друзьям или родственникам.

Верховный же Суд отметил не только недостаточность обоснований для столь весомого ужесточения Уголовного Кодекса, но и вероятность оформления владельцами своих автомобилей на другие лица во избежание ответственности.

Подытоживая, следует признать, что пока у нововведений, предложенных архангельскими депутатами, крайне мало шансов на реальное воплощение в жизнь. Хотя в Беларуси подобная практика существует еще с 2013 года после активной инициативы со стороны прокуратуры. Тогда количество задержанных пьяных автомобилистов достигало чудовищных размеров, поэтому конфискацию машины допустили в качестве крайней меры. Белорусское законодательство было составлено более чем категорично - автомобиль конфисковывался независимо от того, владелец или нет был за рулем в момент задержания сотрудником госавтоинспекции. Изъятый транспорт сначала направляется на штрафную стоянку, откуда в определенный срок забирается для продажи с аукциона. Результатом столь радикальной меры стало сокращение пьяных водителей за рулем на 20%.