Дороги России стали заметно лучше?

Photo

Министерство транспорта осчастливило автомобилистов в новом 2018 году хорошей новостью – дороги в России стали лучше, а потому ежегодные весенние ограничения отменены. Грузоперевозчики могут вздохнуть с облегчением: теперь и себестоимость доставки существенно снизится, и обеспечить спрос заказчиков станет намного легче.

Весеннее обострение

Мера по ограничению движения большегрузов применяется властями уже несколько лет и призвана сохранить дорожное полотно в период температурных колебаний, оттепели и повышенной влажности. В зависимости от климатических особенностей в различных регионах России сроки действия ограничений отличались, но в целом охватывали весенние месяцы – с апреля по июнь. Эти месяцы характеризуются переувлажнением почвы, вследствие чего дорожное покрытие разрушается намного активнее, а тяжелый транспорт еще больше ускоряет этот процесс. Причем в случае долгой непогоды – обильных осадков, половодья, таяния снега – или, наоборот, благоприятных условий сроки запрета могут сдвигаться. Например, в Архангельской области в зависимости от района ограничение вступает в силу с 3 или 10 апреля и действует по 17 или 24 мая. Период рассчитывается местными органами власти, так же как и максимально допустимый вес перевозимого груза.

Редкое исключение составляет:

– доставка лекарственных препаратов,
– доставка товаров и материалов для ликвидации последствий стихийных бедствий,
– доставка продуктов питания,
– пассажирские перевозки,
– транспортировка топлива,
– перевозка животных,
– международные перевозки,
– почтовые грузы.

Местные исполнительные органы власти обязаны своевременно оборудовать все закрываемые дороги соответствующими дорожными знаками, указывающими на ограничение массы на автомобильную ось и допустимый тип кузова. В дополнение предполагается установка специальных табличек, дублирующих и уточняющих информацию на знаках.

Члены союза грузоперевозчиков регулярно направляют во все уровни власти прошения об отмене весеннего ограничения, ведь любая транспортировка сопровождается трудоемкой и длительной процедурой получения особого на то разрешения. Под климатические «санкции» попадает в среднем до двух тысяч грузовых автомобилей, которым полагается административное взыскание за нарушение запрета. Водитель не потеряет свое водительское удостоверение, а грузовик не окажется на штрафной стоянке, ему всего лишь придется искать объездной путь. Но даже минимальное денежное наказание выражается в штрафе в 2 тысячи рублей, а компании – перевозчику, возможно, придется выплачивать неустойку за недоставленный или несвоевременно доставленный груз.

Состояние российских дорог

Каждый год выделяются десятки миллиардов рублей из бюджета на ремонт порядка 8-9 тысяч федеральных трасс. Срок их службы напрямую зависит от применяемых при первоначальном строительстве и при последующих ремонтах технологиях. К примеру, в Германии капитально дороги ремонтируются лишь раз в 30 лет, тогда как в России уже через 12 лет, а при замене верхнего слоя полотна – и вовсе через 4 года.

Минтранс в совокупности с Росавтодором старается применять все более инновационные технологии, которые помогут увеличить эксплуатационный период как минимум вдвое. Уже сейчас находящимися в нормативном состоянии признаны 80% дорог, чего удалось добиться за счет полного удовлетворения потребности в их содержании и ремонте по различным регионам.

Основная проблема заключается в том, что больше половины территории России занимают регионы с суровым климатом, в том числе Крайний Север. Период, в который допустимо производить строительство, слишком краток, а объем работ слишком велик. Пониженные температуры, обильные осадки, промерзший грунт требуют особых инженерных решений, разительно отличающихся от технологий зарубежных стран. Для обеспечения морозоустойчивости дорожного полотна требуются такие нижние слои основания, которые на 25% плотнее китайских и на 50% американских аналогов.

Начиная с 2016 года, на трассах с интенсивным потоком движения начали применять отечественную разработку – объемное проектирование асфальтобетонной смеси. Таким путем инженеры достигают максимально точной комбинации смесей асфальтобетона, степени его вязкости, дополнительных добавок, в том числе каменных, чтобы продлить срок службы дороги на 20 и даже 30%. Еще одним его преимуществом является возможность применять менее прочные каменные материалы, экономя тем самым бюджетные средства, но не снижая износостойкость получаемого дорожного полотна.

Второй по значимости инновационной технологией является стабилизация грунтов, заключающаяся в введении в него повышающих механические свойства добавок. Так, смешивание измельченного грунта с геосинтетическими связующими материалами не позволяет проседать насыпи, избавляют полотно от трещин и образования колеи. При этом эксплуатационный срок подобного покрытия продлевается почти в 2 раза.

Ресайклинг – это технология повторного применения имеющихся дорожных одежд в процессе капитального ремонта, что снижает стоимость работ минимум на 40%. А вот «омолаживают» трассы путем покрытия их тонкослойным защитным слоем типа Спрейджет или Сларрисил, состоящих из смеси цемента, каменных материалов и эмульсии. Это быстрый и бюджетный метод приведения дороги в должное состояние и продления ее срока службы.

Росавтодор активно применяет композитные материалы, которые намного легче металла или бетона, при этом они крайне прочны и стойко переносят даже повышенную нагрузку при минимальных эксплуатационных издержках. Благодаря малому весу композитов они снижают расходы и время на монтаж конструкций, так как не требуют использования тяжелой грузоподъемной техники.

И, наконец, полноценное моделирование будущего объекта осуществляется с помощью информационной технологии Building Information Modeling, применяющей автоматизированные программы по диагностике, проектированию и инженерным изысканиям. Созданная модель является не простой 3D-визуализацей, а детально проработанным объектом с реальными техническими характеристиками.

Чтобы действительно что-то изменить, повысить надежность и долговечность отечественных трасс, Минтранс считает, что надо максимально осваивать все новейшие строительные разработки для увеличения межремонтных сроков. В данный момент власти стремятся к результату в проведение капитального ремонта раз в 24 года и текущего – раз в 12 лет.