Бесконечный рост

Photo

Уже больше полутора лет человечество живет в условиях пандемии COVID-19. В этот период цены скакнули на все товары, в том числе и на автомобили. Желающие ринулись в автосалоны, чтобы успеть купить машину по прежней, «доковидной» цене, чем вызвали дефицит новых автомобилей. А, как известно, дефицитный товар стоит дороже.

По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам первых шести месяцев 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла до 1 млн 886 тыс. руб. Это на 12,5% больше по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года. Несмотря на различные прогнозы, ситуация с дефицитом новых машин не изменилась. К осени во все сферы авторынка пришло понимание, что дефицит не отступит раньше второй половины 2022 года.

По мнению экспертов, дефицит сохраняется в первую очередь из-за рынка микрокомпонентов, который очень вырос за последние несколько лет, хотя производители работают на полную мощность. Вторая причина – логистика. Проблема усугубляется более сильной зависимостью автопроизводителей от поставок комплектующих сторонними фирмами. Даже отечественный АвтоВАЗ столкнулся с дефицитом отдельных запчастей. На сегодня напуганные ростом цен автолюбители уходят на вторичный рынок. При этом ситуация на «первичке» также становится хуже, так как потребителей становится меньше. Однако игроки вторичного рынка, пусть и не сразу, тоже реагируют на изменения. Как результат, подер-жанный транспорт растет в цене. И третьей причиной дефицита можно обозначить постоянное повышение цен, которое будет продолжаться и дальше. Дорожают металлы, вся сталь. Очень серьезно выросли цены на цветные металлы – это произошло из-за пандемии и остановки производств. Также продолжает дорожать каучук.

Наибольшая динамика роста цен наблюдается среди машин иностранных марок, средняя цена которых по итогам полугодия достигла 2 млн 246 тыс. руб., что на 14,4% больше по сравнению с прошлым годом. Что касается автомобилей отечественных производителей, то они прибавили в стоимости 11,6% – их средняя цена составила 782 тыс. рублей.

Некоторые автокомпании приняли решение выдержать паузу и не повышать стоимость машин до получения уже заказанных партий автомобилей. Другие дистрибьюторы все-таки потихоньку переписывают ценники. Но не стоит думать, что это только российская проблема. На европейском рынке машины дорожают ровно по тем же причинам. В любом случае после 1 сентября от 80% автокомпаний стоит ожидать традиционного роста цен.