Кто и почему заплатит повышенный налог на авто?

Photo

Транспортный налог является обязательной повинностью для любого российского автовладельца, будь-то физическое или юридическое лицо. А вот повышающий коэффициент, иначе называемый налогом на роскошь, налагается на владельцев таких транспортных средств, чья стоимость превышает 3 000 000 рублей.

Ежегодно Минпромторг России на своем официальном портале публикует перечень тех автомобилей, на которые распространяется действие повышающих коэффициентов. В 2017 году в нем было перечислено 909 моделей, а в 2018 году он расширился уже до 1126 машин.

За роскошь надо платить

Рост стоимости новых моделей неуклонно растет, следовательно, 44-страничный перечень продолжит пополняться все более шикарными автомобилями. Удивляет лишь тот факт, что при росте цен правительство не спешит повышать порог стоимости «роскошных» автомобилей. Таким образом, под повышающий коэффициент попадают и 530-й BMW с 2.0-литровым бензиновым двигателем, и вполне заурядный Ford Explorer. Эксперты предсказывали увеличение списка на несколько десятков моделей, так как 2017 год ознаменовался ускоренной инфляцией и ростом цен на всё, не только на транспортные средства. Поэтому даже ничем не примечательные машины, стоившие ниже законодательного рубежа, в новом году неожиданно переступили его. Так, Мерседес Е300 не удостоился места в перечне в прошлом году, однако затем его стоимость поползла вверх и с января модель стала считаться предметом роскоши, обязывая своего владельца уплачивать повышенный налог. Хотя самую большую сумму придется выложить хозяевам фантастически респектабельных брендов, которым владение, к примеру, Bugatti обойдется в полмиллиона рублей.

Как считается налог на роскошь

Размер повышающего коэффициента рассчитывается индивидуально на каждую машину и зависит от года производства, мощности и продажной стоимости транспортного средства, что подробно указано в приказе № 316 от 28.02.2014 г. Минпромторга России. Его величина варьируется от 1,1 за новую машину, чья стоимость не превышает 5 млн. рублей, до 3 - за 15-миллионный экземпляр не старше 20 лет.

Рассчитывая налог, автовладельцы чаще всего совершают ошибку в указании возраста своего транспортного средства. Для получения правильного итога количество лет исчисляется в календарных днях на 1 января текущего года и захватывает сам год оплаты налога. Причем отсчет ведется с 1 января года, следующего после спуска автомобиля с конвейера. Если в отчетный год лимитированное количество лет уже истечет, то необходимость в формуле с повышенным коэффициентом отпадет.

Для получения корректной суммы налога на роскошь, согласно Налоговому Кодексу, необходимо полученный транспортный налог умножить на соответствующий для конкретной машины повышающий коэффициент. Подробная методика утверждена Минпромторгом с учетом территориального расположения завода-производителя или официального дилера автомобиля. Стационарное положение места реализации машины очень важно:

- если продажа осуществлена в России, то производитель может представить информацию о рекомендованной розничной стоимости каждой конкретной модели;

- если машина импортная, то сведения будут получены из официального автомобильного каталога.

Назначение повышающего коэффициента

Существующий уже четвертый год налог на роскошь разработан для решения сразу нескольких задач:

1. Социальная роль.

Налог призван сгладить некоторое социальное напряжение в стране, связанное со слишком ярко выраженным уровнем дифференциации доходов граждан. Кроме того, он демонстрирует ответственность крупных предпринимателей, повышая степень доверия к бизнесу в целом и к бизнесменам в частности. Проще говоря - богатые люди должны отчитываться и расплачиваться за свои «роскошные» приобретения.

2. Пополнение бюджета.

3. Импортозамещение.

Учитывая напряженную политическую ситуацию и введенные против России санкции, налог на роскошь решает очень важную задачу - стимулирование импортозамещения. Ведь отечественный автопром под данное законодательство не попадает.

Региональные ставки

И льготы, и сами налоговые ставки разрабатываются и утверждаются законодательством, но региональные власти подзаконными актами могут изменять эти показатели в большую или меньшую сторону. Вся актуальная информация и изменения отражаются в справочном разделе ФНС с разбивкой по всем регионам страны. Наиболее высоки они в центральной части России, на что по большой части влияет уровень производительности области или региона. Самые низкие ставки имеют Ингушетия, Магаданская область, Чеченская республика. В некоторых областях власти стараются поддерживать граждан и семьи с небольшим уровнем достатка, а потому разбивают налоговые ставки на автомобили мощностью до 100 л. с. на более мелкие. Ставки не имеют разделения на транспорт, принадлежащий юридическим или физическим лицам, завися только от мощности автомобиля и его вида.

Хотя налог на роскошь появился в российском законодательстве не так давно, он уже оказывает большое влияние на систему сбора налогов в стране. Его основным преимуществом является его распространение исключительно на «зажиточных» автомобилистов с таким уровнем дохода, что могут позволить себе роскошь владения многомиллионными машинами.

Однако Счетная палата регулярно выявляет злостных неплательщиков, которые находят пути увильнуть от уплаты повышенного налога. Совсем недавно были обнаружены владельцы Bentley, Lamborghini и Rolls-Royce, которые оформляли свой транспорт на инвалидов и пользовались их льготами. Хотя мощность каждого из этих автомобилей более чем превышает 200 «лошадей», мошенники сэкономили себе около 100-200 тысяч рублей.

Как можно получить льготу?

Законодательством определен ряд льготных категорий населения, освобожденных от повышенного коэффициента при уплате транспортного налога. Они включаются в себя:

• многодетные семьи;
• граждане с любой степенью инвалидности;
• ветераны ВОВ;
• военнослужащие, являющиеся участниками боевых действий;
• герои Советского Союза и Российской Федерации.

Однако льгота будет действовать в том случае, когда мощность их транспортного средства не превышает 200 «лошадей». Вот только достаточно трудно найти дорогостоящие автомобили, которые соответствовали бы данному критерию.