Есть ли необходимость в увеличении штрафа «за ж/д переезд»?

Photo

После информации от РЖД о том, что всего за четыре месяца 2018 года вследствие грубых нарушений правил дорожного движения на железнодорожных переездах произошло более сотни столкновений, депутаты Госдумы решили серьезно пересмотреть КоАП РФ. Ключевые предложения - повысить штраф за нарушение ПДД на путях до 5 тысяч рублей и исключить эти проступки из перечня льготных, за которые можно уплатить лишь 50% от величины взыскания.

Переезд железнодорожный путей

Переезды относятся к категории чрезвычайно опасных дорожных участков, нарушения на которых приведут не только к наказанию со стороны полиции, но и к летальному исходу. Если на трассе можно отделаться лишь царапинами на металле, то после столкновения с многотонным составом спастись не удастся ни водителю, ни его пассажирам. Именно поэтому штрафные санкции за такого рода нарушения обязаны быть настолько ощутимыми, чтобы остановить даже отчаянных лихачей. В одном лишь Архангельске в 2016 году 56 водителей нарушили правила на переезде, в 2017 году - уже 61 автомобилист, а по данным 1 квартала 2018 года 23 водителя получили штрафы, а также произошло одно ДТП без смертельного исхода.

При пересечении путей наиболее частыми нарушениями являются езда на запрещающий сигнал, обгон и остановка на переезде.

1. Запрещающий сигнал.

Пункт 15.4 Правил указывает водителям, что они обязаны остановиться:

• При оборудовании переезда светофором или стоп-линией - перед ними;
• При оснащении шлагбаумом - за 5 метров до него;
• При отсутствии всего вышеперечисленного - за 10 метров от ближайшего рельса.

Ограничения просты и понятны, но, тем не менее, каждый второй автомобилист надеется проскочить под закрывающийся шлагбаум или «не заметить» запрещающий сигнал светофора. Штраф в 1000 рублей для таких людей - ничто в сравнение с предстоящим ожиданием нескольких встречных электричек, неторопливого грузового состава и потерянного времени. Хотя лишение прав на 3-6 месяцев при первом правонарушении или на год - при повторном останавливает наиболее благоразумных автомобилистов.

2. Обгон

На участках дороги повышенной опасности не может производиться никаких маневров, в том числе обгона. Когда в час пик или в дачный сезон на переезде скапливается большое количество автомобилей, желание объехать их и выиграть хотя бы метр вполне объяснимо. Однако КОАП карает нетерпеливых в размере от 1000 до 1500 рублей, а за обгон, предполагающий согласно последней редакции выезд на встречную полосу, штраф составляет 5000 рублей или прощание с правами на 4-6 месяцев при однократном нарушении и на год - после повторного.

3. Остановка, стоянка

Безусловно, ни один здравомыслящий человек добровольно не будет останавливаться на железнодорожных путях, поэтому в контексте нарушений речь идет о не соблюдении 50-метровой дистанции, регламентированной п. 12.5

Спорные моменты

Редкая дорожная ситуация обходится без таких моментов, которые можно трактовать не-однозначно. Например, бывают случаи, когда шлагбаум поднимается при активном запрещающем сигнале. Как поступать - быстрее преодолевать препятствие или дожидаться выключения сигнала?

Если автомобилист будет остановлен сотрудниками полиции за нарушение, то в данных обстоятельствах ему следует сослаться на Инструкцию по эксплуатации железнодорожных переездов, которая однозначно говорит, что сигнал не должен гореть при поднятом шлагбауме.

В неприятное положение попадают те водители, которые оказываются стоящими позади внезапно заглохшего автомобиля и не могут его объехать. Им придется «на глаз» определять тип переезда:

  • если в ширину он превышает 7 метров, вынужденная стоянка не наказуема;
  • если переезд многорельсовый, это грозит штрафом в 1000 рублей.

Хотя сломавшийся автомобиль стараются как можно быстрее убрать от путей, никто не застрахован от слишком ретивых сотрудников правопорядка. Оштрафованному водителю придется в дальнейшем обжаловать постановление в суде.

Льготы на штрафы

С 2016 года ответственным автовладельцам решили предоставлять скидку в 50% на уплату штрафов, если они внесут деньги в 20-дневный срок с момента вынесения постановления. Действует скидка на нарушения, указанные в главе 12 КоАП РФ, и не распространяется на:

- вождение в нетрезвом виде;
- передачу права управления автомобилем нетрезвому человеку;
- при отказе от медицинского освидетельствования;
- в результате аварии;
- после повторного превышения скорости;
- после повторной езды на красный свет;
- после повторного управления транспортным средством без регистрации;
- в случае выезда на трамвайные пути, встречную полосу.

Следует признать, что вышеуказанный перечень имеет хотя и грубые, но при этом наиболее распространенные правонарушения. По сведениям ГИБДД, многие водители не знают ни правил переезда путей, ни поведения вблизи него, ни размера штрафов за нарушения. Отчасти вину за подобную неосведомленность следует возложить и на само ведомство, которое недостаточно проверяет этот блок знаний на экзаменах и не проводит просветительской работы с автомобилистами.

Чтобы воспользоваться скидкой, автовладельцу не следует пускать дело на самотек и оттягивать неприятную процедуру до последних дней. Нередки случаи, когда постановление приходит к водителю слишком поздно, когда воспользоваться льготой уже не представляется возможным. Поэтому следует регулярно проверять информацию на специализированных интернет-сервисах на наличие штрафов и дату вынесения постановления.

За несколько последних лет участились дорожно-транспортные происшествия с большим количеством жертв на железнодорожных переездах. Еще свеж в памяти трагический случай с рейсовым автобусом, заглохшим на путях недалеко от Покрова, в котором вследствие столкновения с поездом погибло 17 пассажиров из 58. Шокирующее событие послужило мощным толчком для разработки Минтрансом инициативы по усилению штрафных санкций за нарушения на переездах. Заместитель главы ведомства Алан ЛУШНИКОВ надеется, что поправки, уже согласованные с про-чими структурами, будут рассмотрены и приняты Государственной Думой уже в первом чтении.

Осенью 2017 году после происшествия в Покрове было предложено повысить величину штрафа до 30 000 рублей, однако чиновники сочли такое увеличение чрезмерным. Разрабатывая последние поправки, Минтранс снова хотел бы видеть более существенный размер взыскания, но пока остановился на цифре в 5 000 рублей. Алан Лушников уверен, что даже такая санкция поможет не просто наказать за серьезное нарушение, но и предотвратить само желание осуществить небезопасный маневр.