Есть ли необходимость в проверке профпригодности водителей каждые 10 лет

Photo

Вопрос профессионализма водителей и безопасности на дорогах стоит как никогда остро. Снижение уровня доходности автомобильных перевозок провоцируют работодателей привлекать дешёвую наёмную силу, зачастую на способную работать в условиях напряжённого трафика и регулярного обновления дорожной обстановки. Всё это предопределяет негативную тенденцию, которую необходимо устранять превентивными мерами.

Действующее законодательство и актуальность его пересмотра

Согласно действующему законодательству, водительское удостоверение подлежит замене каждые 10 лет, при этом предусматривается лишь проверка состояния здоровья водителя. Пере-сдача экзаменов же грозит только злостным нарушителям, лишённым прав. В виду очевидных факторов уже реализуется законодательная инициатива Минтранса, предусматривающая градацию между водительским удостоверением для индивидуального пользования и для водителей-профессионалов, работающих по найму.

Это коснётся не только дальнобойщиков, водителей автобусов и маршрутных такси, но и таксистов, курьеров и прочих работников, в чьи обязанности входит вождение автотранспорта. Первоначальная редакция предполагала получение специального штампа в водительском удостоверении каждые 5 лет, однако в настоящее время рассматривается инициатива Минэкономразвития, согласно которой дополнительная аттестация будет проводиться с той же периодичностью, что и замена прав.

У предложенного законопроекта существуют как положительные, так и отрицательные аспекты, поскольку любые дополнительные программы подготовки неизбежно приведут к росту стоимости, которая в конечном итоге отразится на себестоимости перевозок. Тем не менее, ряд экспертов высказывается за принятие подобных поправок. Так Рамиль ХАЙРУЛЛИН - руководитель казанского отделения МОО «Федерации автовладельцев России» отмечает, что подобные меры действуют во многих странах, а также выступает за ежегодное проведение процедуры переаттестации водителей-профессионалов.

Глава Союза столичных автошкол Александр АЧКАСОВ пояснил, что градация водителей на любителей и профессионалов имеет и ещё одну важную особенность - дальнейшее усовершенствование системы, направленное на введение чипированного водительского удостоверения, применение электронный путевых листов, что позволит устранить необходимость применения водительских карт для специализированных терминалов, установленных в коммерческом автотранспорте сейчас.

Негативные стороны переаттестации водителей и разделения их на профессионалов и любителей

Не секрет, что ряд отраслей предусматривает найм водителей, характер работы которых мало отличается от любительского вождения, например курьеры, торговые представители и иные профессии. Они также автоматически попадают под действие новых законодательных инициатив несмотря на то, что какие-либо профессиональные навыки, влияющие на их деятельность, не тре-буются. Кроме того, дополнительная градация водительских удостоверений и необходимость прохождения аттестации приведёт к росту загруженности исполнительных органов, что прямо или косвенно спровоцирует рост расходов бюджетов всех уровней.

Стоит отметить, что действующие образовательные программы при обучении по ряду категорий уже предусматривают разделы, адресованные профессиональным водителям. Пока до конца не ясно, по какому пути пойдут инициаторы законопроекта – усложнению программы для профессионалов или её упрощению для любителей, поскольку второй вариант хоть и имеет логическое обоснование, может дать негативный результат.

Кроме того, при интенсивной загрузке автотранспортного предприятия переподготовка водителей заставит выделять для этого дополнительные единицы в штатном расписании при одновременной оплате времени обучения для основного состава, а это дополнительный рост себестоимости, который и так подстёгивается целым рядом фискальных мер.

Не совсем понятна и дальнейшая судьба агрегаторов, предоставляющих услуги диспетчерской и привлекающих водителей, в том числе и на временной основе со свободным графиком. Такой подход обеспечивает максимальное снижение стоимости перевозок в такси, а также предоставляет многим гражданам возможность получения дополнительного заработка. Если же рассматривать пути решения проблем, то очевидным методом было бы внедрение единого образца водительского удостоверения, оснащённого микрочипом, которые можно было бы использовать вне зависимости от сферы деятельности, что положительно скажется на трудовой мобильности, о которой так часто говорят в высших эшелонах власти. Помимо этого, велика вероятность того, что инициатива использовать права в качестве карточки для терминалов приведёт к необходимости очередного дорогостоящего переоснащения коммерческого автотранспорта.

Целесообразность градации подготовки при необходимости ужесточения контроля Как отмечают эксперты, действующее законодательство при осуществлении должного контроля за деятельностью автошкол и соблюдением правил дорожного движения позволяет достигнуть необ-ходимый уровень безопасности и без дополнительных мер. Виктор ПОХМЕЛКИН - председатель «Движения автомобилистов России» отмечает, что дороги в стране для всех едины, как и правила, поэтому дополнительная подготовка «профессионалов» нарушает концепцию всеобщего равенства.

Что касается использования малоквалифицированной рабочей силы, в том числе и из сопредельных стран, то на сегодняшний день уже действует запрет на их трудоустройство при отсутствии водительского удостоверения российского образца. По предварительным оценкам, только архангельские таксопарки потеряли до 20% своих сотрудников ввиду принятия подобных мер. При этом ещё несколько лет назад именно Архангельск лидировал по числу привлекаемых к работе водителей-мигрантов.

Несомненно, что градация на профессионалов и любителей бюрократизирует процесс их легализации, создав почву для коррупции и теневого оборота водительских удостоверений. Кроме того, учитывая особенности сферы подготовки водителей, действующие программы отличаются крайне низкой актуальностью и носят формальный характер, усложнение при этом должного результата не даст. Необходим комплексный подход, предполагающий ужесточение получения прав для всех желающих.

Подводя итог, можно отметить, что инициатива, несомненно, имеет вполне чёткое обоснование, но реализация по-прежнему вызывает ряд вопросов, тем более, что безопасность на российских дорогах обусловлена далеко не в первую очередь уровнем подготовки водителей.