Для чего меняют регламент ГИБДД?
Совсем недавно вступила в действие обновленная версия регламента МВД, как снова возникла необходимость во внесении поправок. Документ долго приводили в соответствующий вид, чтобы учесть и действующее законодательство, и факт введения технических средств по контролю дорожного движения. Заодно убрали многочисленные дублирующие пункты, которые имеются как в регламенте, так и в иных нормативных документах.
Нововведения 2018 года не несут кардинальных изменений, а скорее имеют уточняющий характер имеющихся положений.
Канцелярские принадлежности
СМИ единогласно внесли в новости об очередных поправках в регламент нотку юмора - «У инспекторов ГИБДД замерзают ручки». Законодательно инспектору ГИБДД предписано заполнять процессуальные бумаги следующим образом:
- шариковой ручкой или печатающим устройством;
- ручка должна иметь стержень черного, синего или фиолетового цвета.
С наступлением в середине января стабильных русских морозов выяснилось, что простая шариковая ручка на холоде замерзает, лишая инспектора возможности исполнить свои обязанности. Полицейским приходится на них дуть, греть в руках, забираться в более теплый салон служебного автомобиля, добиваясь результата. Причем данная проблема существует буквально с основания ГАИ, но, видимо, руководство не было в курсе таких особенностей ручек при отрицательных температурах.
Указав данный факт в пояснительной записке, инициаторы поправок попросили внести изменения в пункт 41 регламента. Теперь из него убрали конкретное описание пишущего прибора, оставив лишь рекомендации по цвету чернил и пожелания разборчивого заполнения документа. Оставили и возможность применения печатающих устройств, которые также вызывают довольно много нареканий.
Взаимоотношения с «неприкасаемыми»
Не единожды предпринимались попытки каким-то образом урегулировать правила общения между инспекторами и так называемыми «спецсубъектами» - прокурорами, судьями. Однако процедура вызывает ряд противоречий: подзаконные акты не будут иметь силы, так как деятельность спецсубъектов регулируется федеральными законами. А разрабатывать конкретный закон по организации взаимодействия судей и прокуроров, находящихся в неподобающем виде, с представителями ГИБДД просто никто не будет.
Действующая редакция регламента позволяет сотрудникам инспекции возбуждать дело о правонарушении, отстранять от управления автомобилем, проводить освидетельствование и прочие меры обеспечения безопасности на дороге, даже если этим нарушителем является один из представителей плеяды «неприкасаемых».
Новые поправки лишают инспекторов этого права. Теперь при подозрении у остановленного водителя, являющегося судьей, прокурором или следователем состояния алкогольного опьянения инспектору дозволяется всего лишь принять меры по предотвращению дальнейшего его передвижения. Что входит в состав этих мер, что инспектор имеет право предпринять, а что нет, регламент не указывает. Полицейский вправе отрапортовать руководству или в дежурное отделение о факте правонарушения со стороны привилегированной категории водителей, но дальнейшее разбирательство будет происходить уже в совсем иных структурах.
Авторы поправки уверены, что приравнивание прокурора или судьи к рядовому водителю послужит поводом для давления на них в личных целях. При этом только в 2017 году произошло 3 громких скандала с участием судей-автомобилистов:
- судья из Волгограда, стремясь быстрее проскочить светофор, стала причиной аварии из 5 автомобилей;
- в Иркутске же уволили сотрудника ГИБДД, который пытался привлечь пьяного областного судью к ответственности за столкновение.
На фоне поднявшейся волны обсуждения неприкосновенного статуса прокуроров и судей, озаглавленные примерно таким образом: «пьяным судьям дали зеленый свет на дорогах», - Архангельское собрание депутатов подготовило в Госдуму свои предложения. У всех прочих автомобилистов, находящихся за рулем в нетрезвом состоянии, предлагается конфисковать транспортное средство. Предполагается, что некоторое время без автомобиля в совокупности со штрафными санкциями избавит от вероятности повторного нарушения. Если инициатива архангельских депутатов будет поддержана, общественность снова может всколыхнуть вполне объяснимое негодование.
Автомобиль в служебных целях
В американских фильмах сотрудники полиции с легкостью запрыгивают в чужие автомобили, объясняя это чрезвычайной ситуацией. В России инспектор также может обратиться к автомобилисту с просьбой воспользоваться его автомобилем в служебных целях. За отказ сотрудник ГИБДД вправе составить протокол на водителя по статье КоАП за неповиновение распоряжению полицейского. После направления документов в суд такой автомобилист может быть заключен под административный арест.
В новой редакции статью убрали, но не по причине ее отмены, а как раз для устранения дублирующих положений. Ведь ответственность автовладельца в данной ситуации уже прописана в статье12.25 КоАП, где предполагается ответственность в штрафе 500 руб.
Основания для проверки документов
Согласно регламенту, инспектор может остановить автомобиль в определенных случаях:
- если имеются сведения о причастности автомобилиста или его пассажиров к ДТП или другого рода преступлению;
- при наличии информации о розыске автомобиля или использовании его в преступных целях;
- если водитель или его пассажиры являются свидетелями ДТП или иного преступления и требуются их показания;
- если возникла потребность в понятых;
если сотруднику ГИБДД в служебных целях необходимо транспортное средство;
- когда временно ограничивается движение транспортных средств;
- для обеспечения беспрепятственного движения автомобилей специального назначения, в том числе скорых и пожарных автомобилей;
- для оказания помощи в экстренной ситуации;
если несправный автомобиль несет угрозу безопасности дорожного движения;
- для проверки следующих документов: водительского удостоверения, документов на автомобиль, на перевозимый груз, а также подтверждение личности водителя и пассажиров.
Корректировка данного пункта заключается в исключении пункта об остановке автомобиля на основании сведений о подозрении водителя в совершении преступления.
Из приятных изменений стоит отметить, что теперь за хамство, дискриминацию, неуважение со стороны инспектора автовладелец может пожаловаться на основании пункта 332 нового регламента.