-->

Возможен ли в России кризис межрегиональных автобусных перевозок?

Photo

Российское объединение автопассажирских перевозчиков обратились в Министерство транспорта с официальным письмом, в котором указали на вероятность приостановки работы тысяч междугородных автобусных маршрутов. Причина - в том, что компании-перевозчики не располагают необходимыми для продолжения своей деятельности документами и не могут эти документы получить.

Суть проблемы

В недалёком будущем Россию может ожидать кризисная ситуация в области междугородных автоперевозок, и причина его - отнюдь не в качестве дорог, востребованности маршрутов или экономической ситуации. Проблема - в невозможности получить карты маршрутов и свидетельства на право осуществления перевозки пассажиров согласно действующих правил.

Существует федеральный реестр остановок автобусов. По положению об осуществлении пассажирских перевозок в маршрутной карте должны быть указаны только остановки, внесённые в этот реестр. Если остановка в реестре отсутствует, водитель не имеет права на ней останавливаться и осуществлять посадку-высадку пассажиров. В случае, если водитель автобуса останавливает транспортное средство по просьбе пассажира не на внесённой в маршрутный лист (и в реестр) остановке, он должен быть оштрафован на 300 тысяч рублей, и лицензия на осуществление перевозок становится недействительной.

Стремление перевозчиков выполнить все требования законодательства и корректно оформить лицензию и свои автобусные маршруты приводит к тому, что жители огромного количества населённых пунктов России вынуждены добираться до своего пункта назначения с пере-садками, а то и попросту идти пешком немаленькое расстояние.

Ситуация доходит буквально до абсурда: например, на маршруте «Архангельск - Шенкурск» в Шенкурске есть только две остановки: «СПТУ» и «Левый берег». Население Шенкурска составляет больше 5 тысяч человек. В расписании автобусов есть лишь два рейса в день «Архангельск - Шенкурск», и в ближайшее время это расписание вряд ли изменится в сторону увеличения количества маршрутов и остановок.

Население другого населённого пункта - Онеги - около 20 тысяч человек. Официально внесённая в реестр остановка - одна, с незатейливым названием «Центр», на проспекте Ленина. И один прямой рейс в сутки из Архангельска. Надо ли говорить, что из города в пригороды пасса-жиры вряд ли ездят с одной барсеткой или одной дамской сумочкой? Таким образом, дорога ещё и превращается в квест «донеси свой багаж».

Есть в России и такие населённые пункты, в которых вовсе отсутствуют официально за-регистрированные остановки автобусов межрегионального сообщения. Пассажиры, следующие в такой населённый пункт, вынуждены брать билет до автовокзала в соседнем районе, там осуществлять пересадку и добираться до другого района, в то время как по его территории проходят прямые маршруты.

Немного предыстории

Инициатива создания всероссийского реестра остановок автомобильного транспорта принадлежит бывшему заместителю главы Минтранспорта Российской Федерации Николаю Асаулу в 2015 году. Подписанный тогда закон устанавливал общие положения урегулирования процесса пассажирских городских, межрегиональных и междугородных перевозок. В планах министерства было создание всероссийской системы, позволяющей в сети интернет приобрести автобусный билет на любой рейс.

В рамках проекта предполагалось, что в 2015-2016 годах будет создан реестр автоперевозчиков, маршрутов и автобусных остановок. Но, как отмечают сотрудники министерства, с реестром остановок получилась заминка. Данные в него должны были поставлять собственники остановок, но они затянули предоставление данных, пользуясь тем, что по закону ответственности за нарушение сроков не было предусмотрено.

Причина затягивания процесса изначально была в том, что собственники не торопились это делать, поскольку зачастую земля под остановку была неправильно оформлена, или же собственник просто не хотел тратить на это свои средства и время. В прошлом году процесс удалось сдвинуть с мёртвой точки, разрешив предоставлять в реестр данные органам власти в регионах. Но далеко не все органы власти имеют необходимые данные, поэтому проблема остаётся актуальной.

Перспективы развития ситуации

На начало февраля 2019 года официальный перечень содержал 3925 автобусных маршрута, но официальными из них были лишь 2053. Количество официальных автоперевозчиков также сократилось: с почти двух с половиной тысяч в 2015 году до 1400, - явное свидетельство действия принятого в 2015 году закона.

Если следовать букве подписанного закона, следует прекратить большое количество рейсов. В результате в прошлом году перевозчики изменили свыше трёхсот маршрутов, убрав из них не внесённые в реестр остановки, теперь ставшие нелегальными. Надо ли говорить, что удобства пассажирам это не прибавило?

В результате возникшей ситуации активизировались так называемые «серые» перевозчики. Они осуществляют регулярные перевозки под видом заказных рейсов, и всё бы ничего, но «нелегалы» зачастую нарушают нормы безопасности перевозок, используют неисправный транспорт.

Получается абсурдная ситуация: те, кто трудился на рынке пассажирских перевозок на протяжении многих лет, вытесняются нелегалами, уровень безопасности рейсов падает, и всё - по при-чине чисто бюрократической, а не объективной.

Пути решения проблемы

Для того, чтобы решить возникшую в области региональных автоперевозок проблему, представители Российского автотранспортного союза предлагают принять следующие меры:

- на текущий момент в свидетельстве указывать только начальный и конечный пункты маршрута;
- установить сроки на добавление в реестр промежуточных остановок (например, три года);
- вносить в реестр только те остановки, которые необходимы для существующих маршрутов.

А пока закон существует в нынешнем виде, перевозчики межрегиональных маршрутов, стремящиеся сохранить своё право осуществлять перевозки по давно существующим маршрутам, обивают пороги судебных инстанций.

Удивляет тот факт, что в министерстве умудрились принять закон, обязывающий собственников остановок предоставить в реестр данные, но при этом не указав ни сроков, ни ответственности за непредоставление этих данных. Ситуация с автоперевозчиками наглядно иллюстрирует, к каким последствиям могут привести законы, принимаемые без должного анализа ситуации и моделирования последствий.