Почему массово сокращают сотрудников ГИБДД?

Photo

Сотрудники ГИБДД давно ожидали перемен в своем ведомстве, но вряд ли они были готовы к такому: президент своим указом сократил сразу 10 тысяч человек, из которых лишь 4 тысячи являлись вакантными, остальных «резали по живому». Суровая участь постигла не всё МВД, а лишь ДПС и ГИБДД, внутри которых не тронули подразделения по регистрации транспортных средств и по приему экзаменов на право вождения автомобиля.

Реформа или ликвидация?

Когда осенью прошлого года Инспекция прекратила набор новых сотрудников, действующие работники почувствовали опасность. Форумы пестрели предположениями, выдвигались варианты будущей реформы, но руководство не спешило раскрывать свои замыслы.

Теперь стало ясно, что правительство избавилось ото всех неукомплектованных должностей, которые по некоторым не подтвержденным сведениям будут переданы Росгвардии.

Изначально реформа была направлена только на Санкт-Петербург и его область, но в процессе обсуждения решено было развернуть реформу по всей стране. Данная мера позволит существенно сэкономить средства бюджета, так как исчезнут дублирующие друг друга должности, в том числе и руководящие.

Тем же сотрудникам, чьи должности были сокращены, предложили перейти в другие отделы, где они смогут продолжить прохождение службы. Правительство видит в этом большую пользу, так как большое количество подразделений МВД, особенно в удаленных городах и регионах, нуждается в опытных кадрах. В то же время сотрудники, которым недалеко до пенсии, или те, кто не хочет менять сферу деятельности, смогут продолжить службу без потери стажа.

Учитывая специфику российской экономики, когда слишком много предпринимателей ведут «теневой» бизнес и опасаются принимать в охрану бывших полицейских, для сокращенных сотрудников вариант перевода окажется очень выгодным.

Таким образом, учитывая сокращение 2016 года, когда в ГИБДД осталось лишь 55 тысяч человек, Ведомство снова лишилось еще 1/5 части боевых единиц.

Технологии против людей

Депутат Госдумы Вячеслав ЛЫСАКОВ, разработавший немало автомобильных законопроектов, оправдывает кадровую реформу курсом на максимальную автоматизацию рабочих процессов. Власти считают, что для порядка на дорогах достаточно видеокамер, фотофиксации нарушений, а все аварийные случаи автовладельцы в состоянии оформить самостоятельно с помощью европротокола.

Но все ли так радужно? Действующие сотрудники уже предвидят обратный эффект: камеры замечают лишь самые грубые нарушения, зато не могут вычислить нетрезвых водителей, а также тех, кто не имеет или лишен водительских прав, но находится за рулем автомобиля. А ведь именно инспекторы, ежедневно несущие службу на дорогах в любую погоду и время суток, только за два прошедших месяца задержали свыше 11 тысяч водителей в состоянии опьянения. Еще 6 тысяч отказались от прохождения медицинского освидетельствования, за что впоследствии были оштрафованы или лишены водительского удостоверения.

Теперь же опытные инспекторы опасаются, что лихачей и нетрезвых водителей на дорогах станет больше. Уже давно существует практика замазывания грязью автомобильного госномера, чтобы его не смогла распознать камера. В условиях нового положения на дорогах этот метод станет нормой, и на не самых лучших дорогах начнется полный беспредел.

Относительно европротокола ситуация также не до конца понятна. Даже при ожидаемом увеличении выплаты до 100 – 400 тысяч рублей ущерб от ряда аварий эта сумма не покроет. Как поступать автовладельцам, застрахованным по полису КАСКО, на сегодняшний момент в принципе не известно.

Часть сотрудников увольняются сами, не дожидаясь соответствующего «письма счастья». Они уверены, что реформа ощутимо ударит по безопасности на дорогах. За последние годы удалось существенно снизить смертность в результате ДТП и максимально обезопасить пешеходов, хотя все равно количество погибших ужасает – порядка 16 тысяч человек. Вследствие колоссального сокращения сотрудников ГИБДД эта цифра снова стремительно поползет вверх.

Реакция и мнения

Указ президента не комментирует разве что ленивый. Если сейчас в столице инспекторов приходится ожидать часами, а в глубинке и вовсе по полдня, то что же будет дальше, когда их станет на 6 тысяч меньше? Попадет ли под реформу управленческий аппарат, который только составляет инструкции и требует отчеты в своих теплых кабинетах? Или же под удар попадет только «пехота», выполняющая самую тяжелую работу?

Пока еще ни одна реформа правоохранительных органов не привела к ожидаемому результату. Да, тысячи видеокамер выполняют чисто механическую работу. Да, автоматизированная система «Поток» контролирует соблюдение ПДД и четко определяет нарушителей. Получается, по мнению правительства, что живые сотрудники нужны лишь для приема экзаменов, перекрытия дорог и сопровождения власть имущих, а со всем остальным справится техника?

Если же реорганизация приведет к давно обсуждаемому объединению ГИБДД и ППС, то каков будет уровень профессиональной подготовки новых «универсальных» сотрудников? Силовиков в срочном порядке придется отправлять на обучение и переподготовку, а в это время на дорогах начнется хаос, угонщики активизируются, нарушения возрастут.

С другой стороны, перед глазами имеется хороший пример подобной реформы в Казахстане, завершившейся в 2012 году. Несмотря на риск беспорядка в ведомстве из-за недостаточной квалификации сотрудников, было решено поставить в пару инспектора ГИБДД и патрульного полицейского. Такой комбинированный экипаж получил возможность учиться друг у друга, исправить свои ошибки, заполнять недостающие пробелы. Результат наглядно продемонстрировал эффективность подобной практики: аварийность снизилась, неправомерных штрафов не зафиксировано и не обжаловано, все поступившие административные вызовы обслужены в полном объеме.

Часть ожидаемых прогнозов уже не сбылась:

– сокращения оказались не настолько массовыми,
– объединения ППС и ГИБДД не произошло,
– функции по проведению экзаменов на право вождения автомобиля и регистрацию транспортных средств не передали в транспортный муниципалитет.

Текущий 2018 года покажет, чем закончится задуманная реформа – развалом огромного ведомства или повышением его эффективности.

Анекдоты по теме

* * *

А вдоль дороги 10000 уволенных гаишников стоят, и тишина.

* * *

Журналисты опять все не так поняли. 10000 сотрудников ГИБДД не увольняют, а лишают зарплаты. Это никак не скажется на их финансовом положении.

* * *

Уволенным гаишникам в качестве новогоднего подарка решили оставить форму и жезлы.

* * *

– Предъявите права, техпаспорт на машину, страховку, справку НДФЛ-2, кредитную историю...
– Блин, вас же сократили!
– Не сократили, а перевели в частные структуры на самоокупаемость в целях экономии бюджетных средств. И сейчас вы почувствуете разницу.

* * *

Сократили 10 тысяч гаишников. Эх, не с того начали. Не льщу себя надеждой быть услышанным, но… Сколько требуется людей, чтобы нажать 450 кнопок для голосования? Трое, ну пятеро от силы. Да и пафоса хорошо бы поубавить. Вот не надо этого – «депутат Государственной думы». Фу ты, ну ты! Вполне сойдет «оператор кнопки». А экономия космическая!