Ожидается ли в России топливный коллапс?

Photo

В первых числах января текущего года в РФ вступил в действие административный регламент МВД касательно получения услуги на выдачу свидетельства «О допуске ТС к перевозке опасных грузов». Выше обозначенный документ «рассказывает» процедуру и перечень документации, требуемой для получения свидетельства на транспортировку опасных разновидностей груза. На первый взгляд, все действия выглядят обыденными, но перевозчики моментально начали бить тревогу, а аналитики топливного рынка РФ в один голос начали твердить о приближающемся коллапсе, способном уже в ближайшее время оставить россиян без бензина и дизтоплива.


В чем причина возникшей проблемы?

Если рассмотреть процедуру получения свидетельства «О допуске ТС к перевозке опасных грузов», то выяснится, что в теории в ней нет никаких сложностей: бензовоз направляется в ГИБДД, где проводится его техосмотр, после чего владельцу в течении одного рабочего дня выдаётся соответствующее свидетельство, имеющее юридическую силу на протяжении последующих 6 месяцев. Однако на практике, прежде чем отправиться на прохождение осмотра, необходимо направить ряд документов для проведения предварительной проверки, в числе которых значатся документы об утверждении разновидностей цистерн и испытаниях и/или её проверках с перечислением списка веществ, разрешённых к транспортировке, в случае отсутствия которых бензовоз не имеет права выехать на линию.

И все бы ничего, но перевозчики нефтепродуктов слышат о них впервые. Усугубляет ситуацию и тот факт, что о существовании данных документов не знали и сами сотрудники ГИБДД, а на вопрос перевозчиков о том, где получить требуемые свидетельства, лишь разводили руками.

Ситуация начала проясняться лишь спустя месяц полнейшей неразберихи – оказалось, что сотрудникам Минтранспорта было необходимо создать специальный реестр экспертов, уполномоченных осуществлять испытания оборудования для транспортировки взрывоопасных грузов. Но ничего такого в Минтрансе проделано не было… В конечном счёте сформировался замкнутый круг между сотрудниками ГИБДД и перевозчиками, которые физически не в состоянии предъявить сотрудникам ГИБДД требуемую новым админ. регламентом документацию. Все это стало причиной появления предсказаний о приближающемся бензиновом коллапсе, способном фактически оставить АЗС и, соответственно, россиян без дизельного и бензинового топлива.

Теперь бензовозам запрещено выходить в рейс?

Согласно закону, без наличия свидетельства «О допуске ТС к перевозке опасных грузов» перевозчики не могут отправлять бензовозы в рейс, а должны поставить их на прикол до тех пор, пока в Минтранспорта не опубликуют реестр экспертов. При этом открытым остаётся вопрос, почему чиновники не составили реестр заранее.

Возможно ли продолжить работу под собственную ответственность? – Однозначно нет, так как без наличия свидетельства сотрудники нефтебаз имеют полное право не отпускать продукцию. Более того, нарушение сроков прохождения осмотра цистерн чревато внушительными санкциями: водителям – денежным взысканием в размере 2000-2500 тыс. руб. либо лишением водительского удостоверения на срок от 4 до 6 мес., должностным лицам – штрафом в 15000-20000 руб., а юрлицам – штрафом в 400000-500000 руб.

Правда, необходимо отметить, что немного разрядили обстановку производители цистерн, изъявившие свою готовность в течении нескольких дней выслать список необходимых документов клиентов, купивших у них цистерны и бензовозы. Отметим, что формально подобные действия противоречат действующему законодательству, но в ГИБДД закрывают на них глаза и принимают бумаги. Однако это не решает саму проблему, так как свидетельства действуют в течении 6 месяцев, а значит, уже в июне 2018 года страна может остаться без цистерн, предназначенных для транспортировки опасных грузов, так как они будут просто простаивать. Эту же информацию подтвердил господин Аркуша Е., занимающий пост управляющего Топливного союза РФ, а также добавил, что необходимо максимально ускорить процесс решения проблемы, чтобы перевозчики нефтепродуктов смогли возобновить привычный режим работы.

Будет ли топливный коллапс

Сложившаяся ситуация вынудила перевозчиков писать письма в Министерство транспорта РФ с целью прояснить ситуацию и поспособствовать скорейшему решению проблемы. Спустя некоторое время из Министерства начали поступать ответы, в которых сообщалось, что назначение экспертных органов, задачей которых станет осуществление испытаний автоцистерн, не входит в число их обязательств. Более того, для выполнения закона и решения сложившейся ситуации им необходим срок до января 2020 года (чуть менее 2-х лет).

Вопрос о том, чем все это время заниматься перевозчикам, мог так и остаться без ответа, если бы чиновники, ранее допустившие ошибку, не начали её справлять. В результате совещаний между представителями МВД, Министерства энергетики и Минтранса было принято решение перенести внедрение нововведений на более поздний срок – если быть более точным, то на один год. За это время в РФ должны быть сформированы специализированные лаборатории для тестирования цистерн, предназначенных для транспортировки опасных грузов, а также назначен ответственный за выдачу новых документов орган. В настоящее время указ об отсрочке получения свидетельств направлен на утверждение в Минюст, где на это потребуется от одной до трёх недель. А тем временем представители Министерства энергетики уже успели выступить с заявлением, что дефицит горючего на отечественном рынке не предвидится, по крайней мере в текущем году. Остаётся надеяться, что в правительстве смогут сдержать своё обещание, и в последующем подобная ситуация не повториться.

Вместо заключения

Сложно представить, какие политические и экономические последствия ждали бы россиян, если бы чиновникам не удалось договориться и решить проблему с технической невозможностью получения свидетельства «О допуске ТС к перевозке опасных грузов». Впрочем, временное урегулирование конфликта не даёт ответ на главный вопрос – как все это могли допустить в правительстве и почему все необходимые процессы не были урегулированы заранее?. При этом ведущие российские аналитики пришли к общему выводу, что сложившаяся ситуация является результатом безответственности и низкого уровня управленческой культуры оте­чественных чиновников.