«Засады» ГИБДД – плюсы и минусы

Photo

Практика скрытого размещения временных пунктов контроля сотрудниками ГИБДД давно стала поводом для дискуссий. Подогрел интерес и недавно утверждённый регламент, согласно которому остановка автомобиля может осуществляться не только на стационарных постах. Ввиду этого стоит подробнее рассмотреть так называемые «засады» и оценить их преимущества и недостатки.

Особенности нового регламента

Наибольший ажиотаж среди автомобилистов вызвал пункт, согласно которому размещение патрульного автомобиля может осуществляться в местах с ограниченной видимостью, обусловленной естественными особенностями рельефа, изгибами автомобильной дороги, а также элементами обустройства. Иными словами, спустя 8 лет после официального запрета на «засады» данная практика возвращается в обиход.

Тем не менее, Александр БЫКОВ, начальник управления ДПС, спецмероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД, подчеркнул, что данная трактовка распространяется только на случаи, когда обеспечить видимость спецмашин невозможно ввиду требований безопасности, не уточнив при этом, как именно будут определяться эти требования и как их нарушение можно будет обжаловать.

Столь вольная трактовка предполагает полную свободу действий сотрудников ГИБДД в части размещения временных пунктов контроля. Кроме того, из регламента исчез пункт, согласно которому проверка документов может осуществляться только на стационарном посту. Как предполагает ряд общественных деятелей, всё это спровоцирует обострение ситуации с коррупционной составляющей и увеличит число злоупотреблений со стороны инспекторов.

Весьма неблагоприятным фактором в совокупности с возвращением «засад» может стать и то, что в новом регламенте нет упоминания о возможности проведения автомобилистом фото– и видеосъёмки. Разумеется, соответствующие поправки есть в законе «О полиции», но факт усложнения процесса налицо. Неблагоприятно на ситуации скажется и разрешение на фиксацию нарушений автоматизированными средствами на участках с временно размещёнными дорожными знаками, что позволит недобросовестным сотрудникам выписывать штрафы, даже если ремонтные работы закончены и знак должен быть демонтирован.

Преимущества «засад»

Скрытое размещение экипажа ГИБДД, помимо недостатков, имеет и ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего, речь идёт об укреплении такого фактора, как неотвратимость наказания, поскольку использование базы данных размещения камер, стационарных постов и пунктов весогабаритного контроля станет малоэффективно. В настоящее время такие устройства как навигаторы, радар-детекторы и видеорегистраторы снабжены перечнем подобных постов и пунктов, что позволяет совершать нарушения правил дорожного движения на свободных участках либо строить маршрут таким образом, чтобы как можно реже их преодолевать.

Ещё одним положительным фактором является возможность размещения патрульных машин перед участками концентрации ДТП вне зависимости от условий видимости, что позволит существенно сократить опасность. Возрастёт и общая дисциплина среди участников дорожного движения. Это особенно важно в условиях постоянного роста смертности на дорогах. Так, согласно официально опубликованному ГИБДД Архангельской области отчёту, только за период новогодних каникул в результате ДТП погибло 12 человек.

Что касается проверки документов вне стационарных постов, то якобы действовавший запрет на проведение этой процедуры функционировал лишь на бумаге, поскольку у инспектора всегда был набор причин, по которым он вполне законно могу остановить транспортное средство и потребовать документы, например – действующая спецоперация.

Инструмент превышения полномочий

Несмотря на официальную статистику, согласно которой именно нарушение правил дорожного движения является главной причиной ДТП, эксперты отмечают, что дела обстоят несколько иначе. Большинство российских автодорог даже федерального значения не отвечают требованиям современной дорожной обстановки, а также динамическим и весовым характеристикам автотранспорта.

С региональными и муниципальными дорогами дела обстоят ещё хуже. В таких условиях ужесточать штрафы, вводить дополнительные ограничения, а также предоставлять сотрудникам ГИБДД расширенные полномочия автоматически означает увеличение количества злоупотреблений с их стороны. В раде случаев утверждённые теми же органами ГИБДД проекты организации дорожного движения содержат ошибки, не соответствуют действительности ввиду проведения реконструкции или капитального ремонта, а также не учитывают резко возросшую интенсивность. Всё это положительно скажется на величине собираемых штрафов, но никак не на безопасности дорожного движения.

Это подтверждается не только состоянием автомобильных дорог, но и качеством работ по их содержанию. Так, в 2017 году в Архангельске ввиду недостаточного финансирования зимнее содержание было признано неудовлетворительным, а это подразумевает и наличие выбоин и снежные валы и зимнюю скользкость. Списывать ДТП при этом на нарушение правил или недостаточные навыки вождения было бы необдуманным.

Тем не менее, Алексей МАКСИМОВ, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Архангельской области, связывает рост смертности на дорогах с недостаточно, по его мнению, жёсткими мерами воздействия на водителей. Глава администрации города Игорь ГОДЗИШ на недавнем совещании заявил, что при текущем уровне финансирования нельзя говорить даже о стабилизации ситуации с состоянием дорожного покрытия.

Таким образом складываются все предпосылки к созданию ситуаций, в которых нарушение требований правил движения будет неизбежным, например – выезд на встречную полосу для объезда выбоин или из-за отсутствия дорожной разметки, превышение скорости на участках с хорошим покрытием, чтобы компенсировать время, затраченное при медленном движении по разбитому асфальту, невозможность выполнить требования противоречащих друг другу знаков.

Следует полагать, что именно такие участки и станут наиболее привлекательными у инспекторов, стремящихся выполнить план, а скрытое размещение автотранспорта будет этому способствовать.

Ввиду сказанного, возврат к практике «засад» ГИБДД должен осуществляться с ужесточением надзора за деятельностью этого органа власти, приведением автомобильных дорог в нормативное состояние и жёсткой регламентацией процесса фиксации правонарушений. В противном случае недостатки подобного решения нивелируют все его достоинства.