Запретят ли бензиновые автомобили на курортах?

Photo

Путешественники, предпочитающие перемещаться на собственном автотранспорте, с 2018 года не будут допущены в Сочинский Олимпийский парк на автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. Предстоящий запрет давно муссировался различными печатными и электронными изданиями и, наконец, обрел свое реальное воплощение. Как бы ни предупреждали туристические агентства об угрозе падения спроса в связи с данным ограничением, власти однозначно разрешили въезд на территорию парка исключительно электромобилям и бензиновым туристическим автобусам.

Развитие электрического транспорта

Глава Минтранса Максим Соколов уверен, что уже в наступающем десятилетии большая часть России пересядет на электромобили, чему надо активно способствовать и развивать должную инфраструктуру.

Идею массового распространения электрокаров власти Краснодарского края решили воплощать с одного из наиболее популярных российских курортов – города Сочи. Пока запрет коснулся только Олимпийского парка, но не исключено, что вскоре он распространится на прочие курортные зоны. Осуществлено это будет в рамках реализации указания премьер­министра Дмитрия Медведева по господдержке развития электрического транспорта. Администрация края подчеркнула, что в данное время запрет касается частных автомобилей, но со временем затронет и общественный транспорт, и экскурсионные автобусы.

Россия в отличие от прочих европейских стран далека от лидирующих позиций по эксплуатации электрокаров. По состоянию на январь 2018 года по стране зарегистрировано лишь 1,8 тыс. таких автомобилей, тогда как в одних лишь Нидерландах их насчитывается более 16 тысяч. Между тем, наша страна обладает и достаточным энергетическим потенциалом, и отложенным спросом на такого рода транспорт, и экологическими проблемами в больших городах, что также создает благоприятную почву для развития отрасли. Росту продаж должно способствовать и отсутствие пошлин на ввоз в страну электромобилей, что позволит экономить 17% от стоимости.

Однако в отличие от европейских соседей, привыкших стимулировать своих граждан «пряниками», то есть льготными условиями покупки и эксплуатации электрокаров, российские власти традиционно действуют «кнутом» ­ запретами. Поэтому пересаживать своих соотечественников на лектрокары они решили путем запрета проезда машин с двигателями ДВС по курортным зонам страны, которые они могут испортить опасными выхлопами. Данная мера даже не требует изменений в законодательстве, достаточно установки соответствующего дорожного знака, ограничивающего въезд.

Влияние запрета на туристический бизнес

Туроператоры весьма негативно восприняли нововведения, считая, что это значительно снизит внутренний туристический поток. По статистике, количество путешественников, посещающих курорты Краснодарского края на собственном транспорте, составляет половину от общего числа туристов. Таким образом, после введения ограничений местные туристические компании потеряют половину своего дохода.

Если приезжим придется становиться пешеходами на курорте, то и экскурсионным бюро придется обновлять свой автопарк, переводя его в «электрический формат». Однако если каждая турфирма выбросит на вторичный рынок свои автобусы, то они попросту обесценятся. В таком случае приобретение нового транспорта, в том числе электрических автобусов, не только не окупится, но и существенно разорит фирмы. Чтобы как­то компенсировать свои убытки, турагентствам придется повышать стоимость своих услуг и транспортных расходов. Вот только в данный момент основная проблема заключается в том, что ни в России, ни за рубежом пока не выпускают электробусов.

Следующей проблемой является отсутствие надлежащей инфраструктуры, включающей в себя и перехватывающие парковки, и зарядные станции для электрокаров, и систему утилизации отработанных аккумуляторов. Ростуризм уже проанализировал мнения россиян на вопрос перехватывающих парковок и отметил отсутствие воодушевления, так как автовладельцы любят использовать свой транспорт по максимуму: подъезжать на нем к кромке моря, ездить на рыбалку, на экскурсии, перемещаться между разными курортными зонами. Потому хоть они смогут сэкономить на проезде до самого места отдыха, факт остаться без машины на протяжении всего отпуска не обрадует отдыхающих.

Кроме того, для семей с несколькими детьми, большим количеством вещей, возможно даже бытовой утвари для приготовления пищи на отдыхе, пересадка в автобус или арендованный автомобиль будет крайне неудобна и утомительна. Подобные отсекающие стоянки планируется организовать на подъезде к курортной территории, где автомобиль можно оставить на хранение и воспользоваться либо общественным транспортом, либо взять на прокат электрокар. Пример такой организации можно увидеть в кисловодском заповеднике.

Еще хуже обстоят дела с прочей инфраструктурой. Пока только власти Архангельской области буквально восприняли указание правительства РФ оснастить зарядными устройствами для электромобилей. В остальных же регионах владельцам электрокаров придется самостоятельно заботиться о вариантах пополнения энергии своего транспорта. Более того, даже в столице происходят накладки: некоторые зарядные устройства устанавливают в зоне остановки общественного транспорта, возле домов владельцы тянут кабель из квартир, чтобы зарядить машину, а на автомойках просят подзарядиться от розеток для пылесосов.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим КАДАКОВ назвал абсурдным решение Краснодарских властей. Учитывая статистику, следует признать, что электромобилей в России нет, люди не стремятся на них пересаживаться и уж тем более не отправятся на них в отпуск. Максим Кадаков подсчитал, что даже до Ростова от Москвы необходимо преодолеть тысячу километров, тогда как автомобиль с самым высоким запасом хода, которым является Tesla, способен проехать без зарядки не более 400 км. Если даже Москва не может похвастать необходимым количеством зарядных станций, то что говорить о столь дальних областях.

Таким образом, в данной ситуации выиграют лишь состоятельные люди, способные проделать большую часть дороги на самолете, а в месте отдыха ­ арендовать электрокар.

Вызвать настоящий интерес у потребителя электромобили смогут лишь при наличии существенных преференций: отсутствия налоговых пошлин и транспортного налога, бесплатной парковки и движения по платным трассам. Хотя даже этих мер, отчасти уже действующих, может быть недостаточно, учитывая крайне высокую стоимость электрического транспорта. Эксперты уверены, что только адекватная цена способна заставить людей отправляться за покупкой электрокаров.

Следует признать, что, запрещая классические автомобили, правительство не предлагает туристам иной альтернативы, кроме самолетов и поездов. Турагентства уже иронизируют, что со временем зона запрета станет все больше расширяться. Раз речь идет о городах­миллионниках и курортных территориях, то под «санкции» могут попасть также Москва и Санкт­Петербург. Ситуация, когда центральные улицы будут перекрыты для автомобилей с ДВС и погрязнут в чудовищных пробках, возможно, станет мощным толчком для пересмотра правительством своей стратегии.