Строительство региональных дорог оплатят штрафами за нарушения ПДД

Photo

Бюджетный комитет Госдумы активно поддерживает инициативу Министерства транспорта и настаивает на принятии во втором чтении дополненной версии Бюджетного кодекса РФ в части формирования региональных дорожных фондов. Чиновники обеспокоены тем, что слишком часто суммы расходуются не по назначению, тогда как дороги продолжают стремительно разрушаться. В чем состоит смысл предложенной меры и поможет ли она пополнить бюджеты дорожных фондов?

Чем живет дорожный фонд?

Целевой фонд по содержанию и развитию автомобильной дорожной системы страны начал свое существование с 2011 года. Назначение федерального и региональных фондов состоит в следующем:

  • субсидирование текущего и капитального ремонта дорог;
  • субсидирование текущего и капитального ремонта дворовых территорий и проездов к ним;
  • обеспечение сельских населенных пунктов дорожными подъездами с твердым покрытием.

Наполняются данные фонды за счет транспортного налога, акцизов на ГСМ и топливо, доходов от использования дорожного имущества, эксплуатации платных трасс, перевозки крупно-габаритных грузов, оплаты штрафов. В таком случае в чем суть нововведений, если и сейчас доходы от уплаты штрафов поступают в казну дорожного бюджета?

Проблема в расходовании поступаемых средств, которые хотя и тратятся на нужды регионов, не имеют никакого отношения к дорогам. При этом, несмотря на ободряющую статистику о ежегодно проводимых масштабных капитальных ремонтах трасс в разных областях и регионах, фактически только 40% из региональных дорог можно назвать соответствующими нормативам.

Состояние российских дорог

Качество дорог напрямую зависит от протяженности, нагрузки, уровня финансирования и отношения региональных властей к их содержанию. Статистика показывает, что наилучшие пока-затели имеют отдаленные регионы - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский, где в идеальное со-стояние приведено 80% дорог, Архангельская область с ее 72%, а также Санкт-Петербург – 63%. А вот столице гордиться нечем – лишь 37% трасс имеют удовлетворительное состояние.

Объяснить подобное положение дел можно тем, что нефтегазовые регионы имеют возможность обеспечивать дорожные фонды в достаточном объеме. При этом дороги на данных территориях не испытывают такой чудовищной нагрузки, как московские, а значит, медленнее разрушаются. Именно поэтому Сергей ФАХРЕТДИНОВ из Общественной палаты РФ уверен, что обязанность направлять дорожные платежи и штрафы в местные фонды поможет избавиться от дефицита и вплотную заняться приведением в норму всех российских дорог. Фахретдинов отметил, что с учетом по меньшей мере десятка разнообразных платежей региональные фонды смогут получить до 120 млрд. руб.

Нюансы законодательства

Расхождения в информации о состоянии российских дорог вызывают оправданные со-мнения и недоумение. Здесь следует обратиться к нормативным актам, которыми руководствуются эксперты, в том числе Росстата.

С одной стороны, используется действующий с 1993 года госстандарт «Автомобильные дороги и улицы», устанавливающий допустимые показатели эксплуатационного состояния авто-мобильных дорог и улиц городов и прочих населенных пунктов. То есть, общий документ об одинаковых требованиях к проезжей части всех населенных пунктов страны, обязывающий своевременно приводить дорогу в должный в порядок. Вот только конкретных указаний в документе нет – должен ли быть ремонт текущий, капитальный, «ямочный» или какой-то иной.

С другой стороны, технический регламент Таможенного Союза «Безопасность автомобильных дорог» представляет магистрали намного более сложным инженерным устройством, где автодороги делят на разные виды по степени нагрузки на них и интенсивности движения. Следовательно, к каждой из них следует предъявлять свои требования, а также учитывать структуру и элементы дорожной конструкции и даже придорожную инфраструктуру.

Вот только регулярное исследование Росстата не принимает во внимание все эти тонко-сти, приводя дороги к единому знаменателю. Это вызывает ряд проблем с трактовкой «качественного» ремонта, который каждый регион может понимать по-своему. Следовательно, планирование бюджета получает строго индивидуальный вид, ведь некоторые главы регионов стараются экономить на дорогах бюджетные средства, имея иные, немаловажные задачи.

Использование дорожных фондов

Даже при целевом расходовании средств из дорожного фонда это вовсе не служит гарантией качества трасс и улиц. Губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ на одном из совещаний рассказал о результатах погодного катаклизма, когда после двухмесячных дождей зимой резко упала температура, что привело к разрыву асфальтного полотна. И при этом ярким примером действительно качественного ремонта является Невский проспект, получивший такое покрытие, которое даже при весьма интенсивном движении 15 лет не нуждался в ремонте. Поэтому регионам надо не только «добывать» деньги для дорожных фондов, но и учиться распоряжаться ими гра-мотно и эффективно.

Активную помощь Минтрансу оказывает Минфин, дополнительно изыскивая пути пополнения фондов:

  • возвращает получаемый с дорог налог на имущество в региональные дорожные фонды;
  • планирует допустить пополнение фондов из иных источников, например, благодаря добровольным пожертвованиям от физических и юридических лиц;
  • внедрить на региональных дорогах схожую с «Платоном» систему сборов, доход от которой также отправится напрямую на улучшение качества дорожного полотна.

И, наконец, Минтранс при поддержке Минстроя продумывает нормативы для обустройства дорог, добиваясь экономии на строительстве без вреда качеству.

Предполагается на одной лишь прокладке сельских дорог сэкономить до 40% средств фондов, применяя современные технологии стабилизации и регенерации. Единственным нюансом является слишком большая разница между профессионализмом подрядчиков, выполняющих работы на федеральных трассах, и региональных.

Новые лекарства от старых болезней

Еще осенью 2017 года министр транспорта РФ Максим СОКОЛОВ на совещании поднял вопрос разработки комплексных программ по приведению дорог в нормативное состояние, а соответственно, и повышению уровня безопасности дорожного движения.

В первую очередь, программы затронут регионы с городами-миллионниками: Татарстан, Пермский край, Башкортостан, Краснодарский край, Новосибирскую, Омскую, Свердловскую, Ростовскую и прочие области. Нововведения должны изменить систему контроля над проведением дорожных работ, которая станет более общественно-ориентированной и достигнет максимальной прозрачности.

Росавтодор обязан будет обеспечить регионы передовыми технологиями осуществления ремонта, составления асфальтных смесей для укладки полотна и новейшей дорожно-строительной техникой. А регионы в свою очередь должны будут эффективно использовать предоставленные ресурсы.

Хочется надеяться, что инициатива Минтранса будет иметь положительный результат, вследствие чего шутки про российские дороги перестанут быть актуальными. Вот только Михаил БЛИНКИН из общественного совета не уверен, что размеры штрафов, которые после оснащения дорог многотысячным количеством видеокамер все скуднее пополняют бюджет, не смогут кардинальным образом решить проблемы дорожных фондов, став лишь временной мерой.