Пока без вариантов: в Архангельске решено расширять дороги, но денег на это нет

Photo

В феврале в Правительстве Архангельской области прошло обсуждение масштабной реконструкции улично-дорожной сети Архангельска. Компания-проектировщик «Институт «Новгородстройпроект» представила три возможных варианта строительства. В первую очередь решено изменить дорожную конфигурацию транспортной развязки в районе съезда с железнодорожного моста. 

Необходимость масштабной реконструкции улично-дорожной сети Архангельска назрела давно. Ее решено начать с одного из самых сложных узлов – съезда с железнодорожного моста.

Транспортное сообщение областной столицы с его левобережной частью и соседними городами осуществляется по двум мостам – Северодвинскому и Краснофлотскому. Несмотря на более высокую пропускную способность второго, повышенный автомобильный трафик наблюдается на первом. Ситуацию осложняет резкий рост интенсивности движения автотранспорта на подходах к Архангельску после ввода в эксплуатацию реконструированного участка федеральной автомобильной дороги М-8 «Холмогоры».

Улица Смольный Буян является единственной автомобильной дорогой, связывающей правобережную часть Архангельска с Северодвинским мостом. В результате на ее пересечении с пр. Обводный канал постоянно возникают транспортные заторы. Как показывают исследования трафика, по Смольному Буяну проезжает около 1600 автомобилей в час.

В тесноте, да не в обиде?

К концу 2018 года АО «Институт «Новгородстройпроект» в соответствии с муниципальным контрактом на сумму 26,8 млн рублей должен разработать проект разноуровневой развязки, позволяющей снять напряженность в районе спуска с железнодорожного моста. На сегодняшний день подрядчик выполнил комплексное обследование, разработал имитационные модели движения транспорта, получил исходно-разрешительную документацию. Институт подготовил три варианта планировочных решений транспортной развязки, которые были рассмотрены в Правительстве Архангельской области в начале февраля.

razvyazka1.jpg

.

Как рассказал заместитель генерального директора АО «Институт «Новгородстройпроект» Евгений КУЗНЕЦОВ, за основу была взята транспортная развязка «ромбовидного» типа. Такой выбор определили стесненные условия местности: с одной стороны находится железная дорога, с другой – городская застройка. По данным специалистов, ширина коридора для размещения нового транспортного узла не превышает 60 м. Более того, в зоне развязки проходят инженерные коммуникации, которые необходимо либо реконструировать, либо переносить в другое место.

При выбранном типе планировочной схемы под железнодорожным путепроводом удастся разместить только четыре полосы движения. В любом случае будут исключены левые повороты с пр. Обводный канал (эти направления будут реализованы с помощью улиц Тимме и Розы Шаниной). Также для увеличения пропускной способности необходимо определить транзитные полосы и полосы для левых и правых поворотов.

razvyazka2.jpg

.

Вариант №1

Самый дорогостоящий (около 1,3 млрд рублей) и технически сложный вариант реконструкции съезда с железнодорожного моста предусматривает непрерывность движения в пределах транспортной развязки по Смольному Буяну и Обводному каналу: для этого в плане не предусмотрен существующий светофор и возможность совершения левых поворотов.

Реализация такого проекта потребует строительства разноуровневых пешеходных переходов через Обводный канал и Смольный Буян, а также разворотной петли с радиусом 10 м. По словам Евгения Кузнецова, пропуск через нее одного из основных направлений будет приводить к заторам. Уже сейчас интенсивность движения по разворотной петле в часы пик оценивается почти в 900 автомобилей в час. Трафик из района Майская Горка в направлении моста в данном варианте также предложено организовать по разворотной петле.

Как отмечают сами проектировщики, минус данного варианта реконструкции – отсутствие возможности обеспечить левый поворот со Смольного Буяна на ул. Тимме: въехать с моста в центральную часть города можно будет только по Обводному каналу. Также сохранится одностороннее движение по ул. Розы Шаниной.

Вариант №2

Второй способ организации движения не требует строительства разворотной петли, но и не решает проблему одностороннего движения по ул. Розы Шаниной, что может привести к появлению «бутылочного горлышка», когда четыре полосы, проходящие по мосту, переходят в одну на съезде.

«На примыкании съезда с моста к Обводному каналу будет сохранен светофорный объект, что позволит оставить пешеходные переходы в одном уровне, без увеличения длины маршрутов. Левоповоротное движение с проспекта в направлении моста предлагается организовать через ул. Тимме. С учетом интенсивности движения на съезде в месте примыкания предусматривается устройство трех полос движения: две полосы налево, одна направо», – пояснил Евгений Кузнецов.
Фактически второй вариант проекта дублирует существующую схему организации транспортных потоков, но исключает прямое движение – его направят по путепроводу и далее к ул. Тимме. По мнению проектировщиков, за счет этого, а также с учетом дальнейшей реконструкции Обводного канала, в данном узле решается проблема заторов.

Вариант №3

По убеждению разработчиков, третий вариант реконструкции является наиболее удобным как для автомобилистов, так и для пешеходов и наименее затратным при строительстве. Он предусматривает сохранение светофора на примыкании съезда с моста к Обводному каналу и устройство съезда на ул. Розы Шаниной при движении от ул. Тимме.

Въезд на мост в этом варианте может осуществляться по ул. Тимме и ул. Розы Шаниной, на которой предполагается организовать двустороннее движение. По оценке проектировщиков, в этом случае помимо улучшения транспортной доступности улицы обеспечивается маршрут движения транспорта с ул. Смольный Буян в направлении центра города и района Майская Горка (в первых двух вариантах можно проехать только через ул. Тимме – ул. Урицкого – пр. Обводный канал).

Проекты есть, денег нет

Как сообщили в администрации Архангельска, в этом году будет разработана проектная документация на два первых этапа реконструкции улично-дорожной сети города. Вначале планируется разгрузить перекресток пр. Обводный канал и ул. Смольный Буян, затем реконструировать пересечение ул. Урицкого – пр. Обводный канал и примыкания ул. Розы Шаниной и ул. Урицкого, увеличить пропускную способность ул. Урицкого, пр. Московский и Обводного канала. На третьем этапе предполагается строительство ул. Смольный Буян на участке от ул. Тимме до Окружного шоссе с устройством транспортных развязок в разных уровнях на примыкании к пр. Дзержинского и к Окружному шоссе. Четвертый этап предусматривает строительство транспортной связки ул. Тимме – ул. Карпогорская.

Параллельно в 2018 году ОАО «РЖД» планирует завершить подготовку к ремонту железнодорожного моста. Летом начнется реконструкция Ленинградского проспекта. В ближайшее время будут переданы в федеральную собственность Краснофлотский мост и подъезд к аэропорту Архангельск, что позволит провести работы по увеличению их пропускной способности.

Как считает первый заместитель губернатора Архангельской области Алексей АЛСУФЬЕВ, рассматривать варианты реконструкции дорожной сети города необходимо в первую очередь с точки зрения их эффективности: важны показатели уменьшения нагрузки на дороги, увеличения средней скорости движения в проблемных местах, изменения пешеходных маршрутов и их безопасности.

«Самое главное – нужно понять, как изменится скорость движения по мосту, – сказал Алексей Алсуфьев. – Это тоже нужно просчитывать, моделировать и понимать, к чему приведут наши усилия. Я готов поддержать тот вариант, который будет лучше для Архангельска, в том числе по фактору бюджетных ограничений».

По мнению главы Архангельска Игоря ГОДЗИША, с дальнейшими перспективами развития города хорошо соотносится третий вариант, предложенный проектировщиками. Двустороннее движение по улице Розы Шаниной будет иметь колоссальное значение, считает градоначальник.

«В любом случае даже перспектива на несколько десятков лет вперед должна учитывать новые потребности Архангельска. Можно смеяться над этими предложениями, но что бы мы сегодня ни проектировали, рано или поздно придется решать проблему пропускной способности железнодорожного моста», – добавил Игорь Годзиш.

Тем не менее средств на решение этой проблемы в бюджете пока нет. Поиском финансирования представители городской и областной власти хотят заняться лишь после завершения проектирования реконструкции улично-дорожной сети Архангельска и составления сметной документации.