Какие регионы России самые грязные и почему?

Photo

Москва и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Челябинск удостоились высшей похвалы от «Гринписа» за работу по снижению выбросов от автотранспорта. Как города борются за чистый воздух и кто попал в аутсайдеры – в нашем обзоре.

Так ли страшен черт?

Еще четверть века назад во время конференции ООН в Бразилии Россия была признана одной из наиболее экологически неблагополучных стран. Изменилась ли за прошедшие десятилетия ситуация? Да, вот только не в лучшую сторону.

Печальная статистика показывает, что XXI век бьет все рекорды по удельному весу опасных выбросов от транспорта, которые превышают даже показатели в тяжелых отраслях промышленности - энергетической и металлургической сферах. Безусловно, среди ездящего, плавающего и летающего транспорта агрессивнее всего вредит воздуху автомобиль:

• выхлопы – 95% от всех выбросов;
• шумовой «мусор» – 50%;
• климатические изменения – 70%.

О вреде бензиновых автомобилей сейчас не говорит разве что ленивый. Всего 1 тонна этого топлива при сгорании выделяет до 800 кг опасных веществ, а при заправке этилированным бензином в атмосферу дополнительно попадает свинец, который затем осядет и загрязнит почвы. Впоследствии он проникнет в выращиваемые овощи и отправится в человеческий организм, вызывая разнообразные заболевания, в том числе и онкологические. Помимо свинца, автомобильные выхлопы являются поставщиками оксидов азота, формальдегида, бензола, сернистого ангидрида, сажи, бензопирена. Все вместе и каждый по отдельности они нарушают работу кровеносной и половой системы, органов дыхания, вызывают аллергии и опухоли, почечную и сердечную недостаточность. Так при этом машины еще и лишают людей кислорода – всего один автомобиль за год своей активной эксплуатации забирает более 4 тонн воздуха.

Менее обсуждаемый вред, наносимый автомобилями - это шины. Соприкасаясь с асфальтом, они способствуют образованию мелкой резиновой пыли. Проникая в человеческий организм, она бьет по общему состоянию здоровья, а для астматиков и вовсе может оказаться смертельна.

Не стоит забывать про автомобильный мусор, гниющий на помойках. Покрышки, аккумуляторы, старые кузова, накапливаемые на мусорных полигонах, медленно, но уверенно влияют на общую экологическую обстановку.

И, наконец, шумовое воздействие, которое ощущают люди от работающего двигателя и которое вредит слуху и нервной системе, вызывая непреодолимое чувство усталости. Для человека предельный шумовой фон не должен превышать 40 дцб, однако любой мегаполис производит 100 и более дцб.

Где легче дышится?

Усилия городов эксперты «Гринпис» оценивали не только путем опроса чиновников, но и анкетирования жителей на предмет удовлетворения качеством воздуха. Власти рассказали «зеленым» о том, создаются ли зоны ограниченного въезда для автомобилей ниже класса Евро-3, на-сколько активно развивается инфраструктура для велосипедистов и пешеходов, как функциониру-ет общественный транспорт.

Данное исследование было предназначено не только для специалистов «Гринписа», но в основном – для рядовых граждан. Они смогли увидеть, что делают власти их городов для безопасности экологии. Например, в Сочи «зеленых» оставили без ответов, дав понять, что не заинтересованы в экологизации транспорта. Почти 800 единиц общественного транспорта, курсирующего по курортному городу, относятся к классу Евро-5 и Евро-4, при этом замена подвижного состава не предусмотрена в связи с дефицитом бюджета. Дополнительно администрация заметила, что программа снижения выбросов не относится к ее полномочиям. Хотя, согласно онлайн-опросу, сами жители вполне довольны состоянием воздуха.

В группу аутсайдеров попали и Красноярск с Хабаровском, а также Омск, хотя они пред-принимают попытки исправить экологическую ситуацию в своих городах. Так, в Красноярке стараются максимально задействовать железнодорожный транспорт для пассажирских перевозок в черте города, чтобы снизить автотранспортные выбросы. Запланировано и обновление подвижно-го состава, перевод городского транспорта на класс Евро-4 и Евро-5, повышение скорости перевозок за счет создания выделенных полос».

Власти Архангельска признались, что курсирование электрического общественного транспорта на данный момент прекращено в связи с отсутствием финансирования, ограничение движения транспортных средств низкого экологического класса также пока не предусмотрено.

Омские власти заняты велоинфраструктурой, в том числе созданием 6,5-километровой велодорожки вдоль Иртышского берега.

Хабаровск также планирует обустройство велосипедных дорожек и организацию выделенных полос для общественного транспорта.

А вот самарские власти приобрели 225 городских автобусов, работающих на газомоторном топливе, никаких специальных мер поддержки городского транспорта и велосипедистов администрация не осуществляет.

Мероприятия по экологизации

В других городах власти тоже понимают, что необходимо заниматься проблемой очищения воздуха, и прорабатывают собственные экологические меры. Действующий в Екатеринбурге комплекс по автоматическому управлению общественным транспортом обеспечивает ему приоритетный проезд на перекрестках, а в будущем администрация планирует внедрить электрические троллейбусы с удлиненным автономным ходом.

В Казани действует программа сокращения выбросов парниковых газов, рассчитанная до 2030 года. Там также проложено почти 5 км велодорожек.

В Калининграде проходят курсы экологического вождения для автомобилистов и активно развивается троллейбусная сеть.

Жители российских городов, принявшие участие в онлайн-опросе, в большинстве своем оказались недовольны качеством воздуха, в том числе ими оказались и москвичи, и петербуржцы. Во многих городах жители категорически недовольны бездеятельностью администрации по улучшению транспортной ситуации, а о наличии велоинфраструктуры в своих городах знают лишь 31% жителей Екатеринбурга и 10% в Нижнем Новгороде.

Отвечая на вопросы «зеленых», много россиян согласилось пожертвовать личным комфортом для того, чтобы в городе стало легче дышать. Для отказа от собственного транспорта необходимо лишь улучшить сеть общественного транспорта, предоставить дорожки для альтернативных транспортных средств (велосипедов, самокатов, гироскутеров), создавать станции доступного по стоимости проката велосипедов. Для всех неравнодушных граждан «Гринпис» предлагает подписать петицию, находящуюся на официальном сайте организации. Ведь всерьез заняться проблемой загрязнения воздуха транспортом власти решатся лишь тогда, когда этого настоятельно потребуют сами жители.