Нужно ли вернуть техосмотр автобусов в ГИБДД?

Photo

В 2012 году ГИБДД избавили от контроля за прохождением технического осмотра машин и передали процедуру в руки частных операторов. Хотя данная мера преследовала благую цель - устранить коррупцию в государственных органах, безопасность на дороге она не повысила. Только теперь водители несли определенные денежные суммы не инспекторам, а операторам СТО. Но если «липовое» прохождение машиной ТО просто противозаконно, то в контексте автобусов - еще и грозит многочисленными жертвами. Следует ли снова вернуть под контроль ГИБДД техническое состояние общественного транспорта?

Техобслуживание и диагностическая карта

Диагностическая карта - это заполняемый оператором СТО документ о техническом со-стоянии автомобиля и его соответствии требованиям закона. Для автобусов она имеет особо важное значение, так как гарантирует нескольким десяткам пассажиров безопасное передвижение, в том числе при наличии средств медицинской помощи и пожаротушения.

Она оформляется в процессе техосмотра, своевременно выявляя неполадки, на которые выписывается предписание для исправления дефектов. Карта заверяется подписью проводимого осмотр эксперта и печатью предприятия. Дополнительно она обладает уникальным номером, с помощью которого ее достоверность можно проверить на работающих с базой ЕАИСТО специализированных сайтах. Карта также необходима для оформления страховки ОСАГО, иметь кото-рую обязаны все автомобилисты.

Прохождение техосмотра автобусом

Хотя процедура для легкового и грузового транспорта практически не отличается, далеко не все станции в состоянии обслуживать столь габаритную технику. Кроме того, грузовые машины и автобусы имеют ряд деталей и узлов, которых нет на легковушках, а потому специалисты СТО должны обладать достаточными знаниями для осмотра такого рода транспорта.

Законодательство позволяет новым автомобилям до достижения 3-летнего возраста не проходить осмотр, но действует норма на грузовой, легковой транспорт и мотоциклы. Автобусам такая поблажка не предусмотрена, для них техосмотр необходим с момента приобретения. Если в контексте прочего автотранспорта инспекторы ГИБДД, исходя из п.2.1.1. ПДД, не имеют права требовать диагностические карты, то водители автобусов всегда должны быть готовы представить ее для проверки.

Законом регламентированы и сроки прохождения осмотров, которые для автобусов составляют 1 раз каждые полгода. А для водителей применяются суровые наказания за нарушение сроков прохождения техосмотра и отсутствие диагностической карты - от 5000 рублей до лишения прав на срок до 3 месяцев. Причем штраф за вождение без карты, бумажной и электронной, накладывается именно на водителя, а не на собственника транспорта.

Слабые места и новые порядки

После передачи осмотра в сторонние организации сразу начали поступать многочисленные жалобы от сотрудников ГИБДД и самих автовладельцев к введенной системе. СТО имели не-компетентных сотрудников, качество выполнения осмотра никто не контролировал, а недобросовестные автовладельцы и вовсе приобретали карту, даже не показывая машину специалисту.

Начиная с 2016 года, МВД пыталось усовершенствовать систему, в том числе предлагая передать контрольную функцию в РСА. Однако тогда инициатива не была поддержана.

В 2017 году уже Минэкономразвития разработало законопроект, в котором предлагало:

  • внедрить фото- или видео фиксацию всей процедуры осмотра;
  • обязать РСА вести базу ЕАСТО;
  • передать контроль над СТО в «РосТрансНадзор»;
  • ввести штраф в размере 800 рублей за отсутствие карты;
  • налагать штраф в размере 10 000 рублей или привлекать к исправительным работам операторов, незаконно выдавших карту.

Однако и эти предложения до сих пор рассматриваются, дорабатываются, уточняются.

Новые правила осмотра

С февраля 2018 года после множества претензий к существующей системе вступили в действие поправки в регламент проведения ТО, досконально удовлетворяющее положениям техрегламента Таможенного Союза. В основном они затронули состояние фар и их рассеивателей, усилителя рулевого колеса и газобаллонного оборудования, шипованных шин и стеклоочистителей, а также аптечки, огнетушителей и изменения в конструкции.

Новые требования появились и к транспорту отдельных категорий: эвакуаторам, цистернам, машинам оперативных служб, грузовым фургонам. В автобусном парке теперь машины, при-надлежащие к категории М2 и М3, следует проверять на 5-7 минут дольше, чем иные виды транс-порта.

Следующим этапом предполагается возврат техосмотра данного вида транспорта снова в руки инспекторов ГИБДД, чтобы снизить пугающую статистику «автобусных» аварий. Новый руководитель ГУ ОБДД МВД РФ Михаил ЧЕРНИКОВ, приводя доводы в защиту инициативы, рассказывает о случаях в Хабаровском крае, где автобусы ремонтировали с помощью «заплаток», вырезанных из старо китайской техники. Таким образом, на дорогах курсировали этакие Франкенштейны, которые приносили владельцам прибыль, но напрямую угрожали безопасности пассажиров и прочих участников дорожного движения.

С Черниковым соглашаются коллеги из Архангельска, где весной 2018 года автобус врезался в остановку вследствие потери управления из-за отказавших тормозов. Ранее широкий резонанс получило видео, где у пассажирской «Газели» во время движения отлетело колесо. В целом же статистика Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения показывает, что ежегодно происходит порядка 4 тысяч аварий по вине водителей автобусов, и с каждым годом данный показатель вырастает как минимум на 5%.

Владимир Путин еще осенью 2017 года поставил задачу МВД и Минтрансу представить предложения по данному вопросу, однако доподлинно не известно, на каком этапе сейчас находится проработка существующей с техосмотром проблемы. Пресс-служба Минтранса сообщила а подготовке пакета документа, отправленного на согласование в МВД, где, в частности, было предложено применять к осмотрам систему ГЛОНАСС во избежание выдачи поддельных диагностических карт.

Эксперты уже выражают свое мнение, что более действенным методом было бы усиление ответственности предприятий-владельцев автобусов за происходимые по вине их неисправного автопарка аварии. Ведь более 50% всего грузового транспорта и автобусов, по данным учета в ГИБДД, принадлежит коммерческим структурам. И при этом, как было сказано выше, ответствен-ность за аварию будет нести водитель, а вовсе не владелец. Недобросовестная же компания уйдет от ответственности и сможет взамен поврежденной машины приобрести другую и, не исключено, в подержанном или даже плачевном состоянии.