Необходимо ли изменить статьи об угоне автомобиля?

Photo

Автовладельцев взволновала появившаяся в СМИ информация об отмене 166-й уголовной статьи за незаконное завладение автомобилем без цели его хищения.

Автор поправок в законодательство, член партии «Справедливой России» и депутат Госдумы Олег НИЛОВ поспешил успокоить, что идея состоит как раз в ужесточении наказания правонарушителям.

Отличие угона от кражи

Нередко автомобилисты не понимают разницы между двумя, вроде бы, схожими понятиями: угоном и кражей транспортного средства. Оба проступка подразумевают под собой завладение автомобилем и влекут наказание согласно Уголовному Кодексу. Вот только угон - это за-владение без корыстного умысла, то есть не с целью последующей продажи. Например, если машину взяли подростки, решившие покататься, погреться, послушать музыку, а затем бросить в соседнем же дворе. А кража - это как раз умышленное хищение с целью получения собственной выгоды от продажи ее или запчастей.

Нилов предлагает всех преступников привлекать именно по 158-й статье за кражу, так как не всегда возможно понять, просто ли вор не успел реализовать похищенное имущество или же действительно немного «похулиганил» без злого умысла. Наказание за кражу предусмотрено на-много более серьезное, а потому предполагается снижение количества угонов.

Объективная и субъективная сторона угона

С объективной точки зрения и кража, и угон в одинаковой степени являются преступлением, лишающим законного владельца его имущества.

Субъективно же совершаются они с разными целями - по глупости или с целью наживы за счет другого человека. Однако еще в 2013 году другой депутат Вячеслав ЛЫСАКОВ, известный своими автомобильными проектами, недоумевал над формулировкой угона. Он считает, что любое овладевание чужой собственностью уже является хищением, не важно, какие это влечет по-следствия. Кроме того, всё возрастающая статистика угонов при печально низкой их раскрываемости, составляющей всего 19%, сама по себе говорит о необходимости усилении штрафных санкций. Именно поэтому Лысаков предлагал приравнять эти понятия во избежание порочной практики создания преступных группировок среди подростков. Полицейские протоколы неоднократно фиксировали ситуации, когда опытные злоумышленники либо подговаривают, либо платят условные деньги детям за угон автомобиля, зная, что избегут ответственности.

Однако уже тогда, 5 лет назад, Вячеслава Лысакова не поддержали. Подобное ужесточение посчитали чрезмерным, фактически угон стал бы тяжким преступлением сродни изнасилованию или убийству. Противники новшества попытались представить ситуацию, когда полицейским сообщают одновременно об угоне и, например, об изнасиловании. Сейчас у представителей правопорядка есть четкое и логичное ранжирование преступлений по степени тяжести, предполагающее расследование в первую очередь нападение на личность и лишь потом - на имущество. В случае же принятия документа перед полицейскими встанет сложный, даже бесчеловечный выбор.

Эксперт из компании, занимающейся противоугонными системами, также оказался противником усиления наказания. Для сравнения он взял села, где уровень воспитания и образования существенно ниже, а поэтому ситуация, когда дети катаются на чужих машинах, абсолютно нормальна. За это можно наказать условно или финансово родителей, но никак не лишением свободы на 5-15 лет. Эксперт призывает сотрудников полиции повысить качество их работы и научиться расследовать подобные дела, а не убирать статью из Уголовного Кодекса. Не единожды полицейские привлекали именно противоугонные фирмы для помощи, так как сами не в силах по царапинам, отметинам отличить кражу от угона.

Сами правоохранительные органы как раз инициативу поддержали, приводя в пример города, в которых машина может стоить как квартира. Поэтому если кто-то берет чужое, имеющее такую цену, это нельзя расценивать как простое хулиганство.

Преступление и наказание

Если некоторые регионы России могут похвастать практически нулевой статистикой угонов, как, например, Архангельская область, то в одной лишь Москве за прошедший год угнали 7 тысяч автомобилей из 20 тысяч зафиксированных случаев по всей стране.

Криминалисты, также высказавшиеся по поводу потенциальных нововведений, заявили, что на практике действия угонщиков рассматриваются не менее тщательно, чем воров. Так, при наличии свидетельств вскрытия машины специальными техническими средствами, в том числе при разобранной приборной панели, речь идет о явной краже. То есть, преступник сознательно планировал угнать транспортное средство, тем самым лишив законного владельца его собственности.

И обратный случай, когда найденный автомобиль явно заводился родными ключами и не имеет следов стороннего вмешательства, это вполне может быть угоном, который традиционно инкриминируется перегоняющему машину человеку. При этом обе статьи УК предусматривают одинаковое наказание правонарушителям - до 5 лет лишения свободы.

Юристы в автомобильной сфере называют инициативу обдуманной и разумной. Ведь любому преступнику достаточно оправдаться, что он всего лишь хотел покататься, избежать сурового наказания и затем повторить свою практику. Закон называет кражей то действие, когда имуществом завладевают незаконно. Именно завладевают, а не сбывают. Однако в контексте автомобиля является достаточным аргумент про «покататься», чтобы не стать вором.

Если на этот раз Госдума не одобрит инициативу и не внесет изменений в Уголовный Кодекс, можно попробовать зайти со стороны Административного Кодекса. Статья за неправомерное завладение транспортным средством именно с целью хищения поможет правоохранительным органам. Таким образом, если ребенок взял родительскую машину и может предъявить на нее все необходимые документы, то его не смогут выставить преступником и притянуть за уши кражу. Тогда как при наличии действующей статьи об угоне настоящие преступные группировки продолжат избегать ответственности или получать минимальное наказание. Это наглядно демонстрирует судебная практика, в которой крайне редко хищение признается целенаправленной кражей.

Какой итог будет иметь нововведение? Изменит ли оно статистику краж и угонов? Повысит ли ответственность подростков? Или же за кражу начнут привлекать всех подряд, даже водителя с открытым полисом ОСАГО, но без свидетельства о регистрации автомобиля на руках? Осталось дождаться окончания чтения законопроекта, предложенного депутатам на рассмотрение не в первый, но хочется надеяться, что в последний раз.