Насколько необходима реформа Европротокола?

Photo

Система «Европротокола» была введена в России в 2009 году. «Европротокол» – это не юридический термин. В Европе, естественно, его не применяют вообще. У нас его используют страховщики, и он является единственным неофициальным термином, используемым в официальных документах. Пожалуй, стоит напомнить, что «Европейский протокол» – это оформление аварии ее участниками без привлечения сотрудников полиции. Оформить аварию подобным образом можно, только если в ней никто не пострадал, а ущерб не превысил 50 000 рублей.

Что планируется изменить

С 2009 года упрощенная система оформления аварий не претерпевала никаких изменений, и вот теперь их необходимость назрела. В Госдуме нововведения именуются «Законом об ОСАГО». Его принятие призвано еще более упростить процесс оформления необходимой документации после аварии без привлечения специалистов. Прежде лимит ущерба ограничивался 50 тыс. рублей. Теперь страховщикам будут заявлять до 100 000 р. А еще планируется использовать мобильное приложение. Его применение позволит не вызывать сотрудников ГИБДД даже в том случае, если конфликтующие стороны не сумели добиться согласия. В этом случае на мобильное устройство обязательно надо зафиксировать все моменты происшествия. Идентифицироваться в системе можно, получив доступ к сайту госуслуг. Для незначительных аварий Центральным банком в скором времени будет разработан специальный софт. В нем будет применяться подпись, сделанная в электронном виде. Конечно, данная процедура требует предварительного тестирования, что и планируют провести в 2018 году.

Кроме использования мобильного приложения, сведения можно будет передать и «техническими средствами». Имеются в виду терминалы ЭРА-ГЛОНАСС. С 2017 года в России их в обязательном порядке устанавливают на каждом новом автомобиле. В этом случае информация об аварии поступает с помощью спутника. Новый протокол должен начать действовать 1 июня 2018 года. Сегодня оформление «Европротокола» невозможно без согласия сторон. Автоматический способ передачи информации страховым компаниям позволит в корне изменить ситуацию, и теперь достижение взаимного согласия уже не будет являться обязательным условием.

Мнение страховщиков

Не все страховые компании воспринимают грядущие изменения с положительной стороны. Некоторые из них распространили мнение, что информация о дорожном происшествии обязательно должна передаваться двумя вышеописанными способами сразу. Их можно понять, ведь они пытаются максимально защитить себя от возможности мошенничества. Они считают, что двухступенчатая идентификация позволит в большей мере этого избежать. В основном, страховщики весьма осторожно высказываются о перспективе введения нового закона на территории РФ.

Станут ли изменения решением проблемы

В последнее время зафиксирован рост аварий по всей стране. Архангельская область здесь не является исключением, а лидером в этом отношении стала столица региона – город Архангельск. Попав в аварию, участникам происшествия приходится подолгу ждать прибытия сотрудником ГИБДД. Обычно мелкие аварии происходят в утреннее и вечернее время, когда граждане спешат на работу и возвращаются с нее. Архангельск не является лидером по оформлению быстрого протокола. Пальма первенства здесь принадлежит Москве.

При всей кажущейся простоте процедура самостоятельного оформления протокола большой популярностью в Архангельске не пользуется. Многие граждане опасаются лично заниматься оформлением подобных документов. Они боятся, что их некомпетентность в этом вопросе может им повредить. Оно и понятно, ведь страховые компании могут отказать возместить полученный ущерб, если документы не будут оформлены соответствующим образом.

Планируемые изменения призваны в корне изменить ситуацию. Теперь не нужно будет бояться внести какую-либо ошибку в протокол – все будет фиксировать электроника. Поэтому заявленные нововведения можно считать конструктивными и целесообразными. Конечно, их эффективность в полной мере можно будет оценить только после реализации проекта, но ждать осталось уже не долго.

А вот какими будут новые условия составления «Европейского протокола»:

– в аварии пострадало не более двух автомобилей;
– происшествие не привело к гибели людей;
– стороны конфликта имеют полис ОСАГО;
– ущерб не превысил 100 000 рублей;
– взаимное согласие между сторонами не является обязательным условием.

А ниже представлены случаи, когда протокол не может быть оформлен:

– участником аварии является один автомобиль (его столкновение с заграждением, деревом или прочими предметами);
– автомобиль поцарапал другие транспортные средства в пробке;
– размер ущерба слишком велик – он превысил 100 000 рублей;
– один из автомобилей совершал движение с прицепом, который по закону приравнен к самостоятельному транспортному средству;
– один или оба участника происшествия находятся в пьяном виде;
– в аварии погибли люди.

Что говорят полицейские

Сотрудники ГИБДД в целом к нововведениям относятся положительно. В обозримом будущем они, возможно, вообще не будут выезжать на аварии. Речь здесь, конечно же, идет о небольших дорожных происшествиях без человеческих жертв. Специалисты прогнозируют дальнейший рост увеличения лимита страхования. И это тоже на руку полицейским, так как это в свою очередь увеличит оформление протоколов без привлечения специалистов, и роль ГИБДД в дорожных разбирательствах будет продолжать снижаться.

Не исключено, что очень скоро полицейские станут совершать выезд только на аварии, где пострадали люди, прочие случаи будут урегулироваться без их участия. А вот страховщикам работы прибавится. Но смущает их не это, а возможное увеличение жульничества со стороны пострадавших.

Каким образом проявят себя нововведения, покажет время. Но уже сейчас можно сказать, что новый протокол призван еще больше упростить процедуру документального оформления аварии и передачи информации страховым компаниям.