Так ли экологичен электротранспорт?

Photo

Так ли экологичен электрический транспорт? Какой топливо используется для производства электроэнергии? Есть ли будущее у электрокаров в России – обо всем этом и не только в следующем обзоре.

Экологичность как маркетинговый ход?

Сегодняшний ажиотаж вокруг электрокаров не нов. Первый аккумуляторный автомобиль появился еще в 1841 году, задолго до двигателя внутреннего сгорания. Тогда, на заре автомобилестроения, инженеры не смогли решить проблему зарядки батарей, а потому идея осталась не воплощенной.

Второй виток интереса пришелся на 60-е годы ХХ века, когда начались первые проблемы с экологией, однако на этот раз разработки прекратились из-за обвала цен на нефть.

Наконец, в 90-е годы после вышедшего в Калифорнии закона о снижении автомобильных выхлопов строительство электрокаров вышло на новый, теперь уже серьезный уровень.

Президент России Владимир Путин в ходе «Прямой линии» выразил сомнение относительно широко рекламируемой экологичности электрического транспорта. Ведь если разобраться – для производства энергии до сих пор наиболее широко применяют обычный уголь, который даже с натяжкой не назовешь чистым топливом. Поэтому хотя правительство и работает над определенными субсидиями на покупку такого рода транспорта, в целом он никак не повлияет на экологическую обстановку в столице и прочих мегаполисах России.

Международное энергетическое агентство составило следующую статистику:

- 40,6% составляет доля угля в генерации электроэнергии;
- 21,4% природный газ;
- 16,2% забрали себе гидроэлектроэнергетики;
- 13,4% за АЭС;
- 5,1% нефть;
- 3,3% природные источники тепла (солнце, ветер, мусор, биотопливо).

Таким образом, почти 70% электричества получается в результате сжигания ископаемых углеводородов, а также мусора и биотоплива. К сожалению, каждая из них далеко не озон испаряет в воздух, поэтому следует хорошо взвесить, что же больше вредит воздуху: бензин или электростанции?

Станет ли меньше выхлопов?

Заверения производителей в экологичности нельзя считать абсолютным обманом, ведь электрокары действительно не имеют выхлопов, не используют масел и антифризов. Однако уровень экологической безопасности следует определять, изучив целиком всю систему функционирования электрокара (создание, эксплуатация, утилизация), а не только последствия от его использования.

Интересные подсчеты коэффициента полезного действия провели ученые. Современный электрический мотор имеет КПД в 95%, тогда как электростанция - 40%. Петляя в проводах, пропадает еще порядка 10% и еще как минимум 5% - при зарядке от розетки. Итоговый КПД в данном случае не будет превышать 38-40%.

И точно таким же КПД обладают и дизельные двигатели, бензиновые едва дотягивают до 30%. А значит, для каждого киловатта или каждой лошадиной силы требуется аналогичное количество угля или мазута, как и для бензина и солярки. Вот только, образно выражаясь, выхлоп электромобиля осуществляется где-то на электростанции, а не в городской черте. То есть, хотя го-рода от электрического транспорта вдохнут легче, ни озоновому слою, ни белым медведям, страдающим от глобального потепления, он никоим образом не поможет.

«Гринписовцы» подсчитали, что если продажи электрокаров вырастут всего на 10%, то выбросы парниковых газов при этом увеличатся на 20%. Поэтому они теперь ратуют не только за повсеместное использование электротранспорта, но и за подзарядку батарей только от экологически чистого электричества. Ведь во время своей работы электростанция выделяет соли натрия, золу, углекислый газ, андригины и диоксины, даже мышьяк. Помимо этого, для своей деятельности каждая из них забирает фантастический объем воды, которого хватит для существования 5 миллиардов человек. В случае массового пересаживания на электрокары потребность в электричестве существенно возрастет, мощности станций в разы увеличатся, а, значит, и расход воды станет больше как минимум вдвое.

Китай, наиболее активно применяющий электротранспорт, начал свое исследование по изучению пользы электрокаров. Хотя здесь планируется запустить 800 000 электрозаправок, а на электромобилях ездит даже полиция и чиновники, смог над мегаполисами не становится меньше. Так, именно китайские специалисты первыми поняли прямую зависимость между выпуском электрокаров, повышенным потреблением энергии, усилением нагрузки на станции, расходом угля и экологической опасностью.

Опасность электрокаров

Сосредоточившись на единственном, наиболее наглядном преимуществе электрического транспорта, производители предпочитают не озвучивать исходящую от них большую угрозу. Это производство, эксплуатация и утилизация мощнейших аккумуляторных батарей.

Специалисты Норвежского университета наук и технологий заявляют, что производители, выпускающие электромобили, намного активнее вредят окружающей среде, чем простой авто-мобильный завод. Задействованные технологические процессы требует большого энергопотребления, что в свою очередь приводит к удвоенному выбросу парниковых газов. Исследователи подсчитали, что для выпуска всего одного электрического автомобиля затрачивается энергия, сравнимая со сжиганием 10 000 литров бензина.

Если один лишь процесс производства аккумуляторных батарей опасен выбросами, кислотными дождями и стремительным сокращением биоресурсов, тогда что говорить об их утилизации. Например, Россия в отличие от Запада и так не может похвастать отлаженной системой сбора, сортировки и переработки мусора. Взять, к примеру, Архангельск, где свалка существует с 1961 года, принимая ежегодно более миллиона кубометров мусора. Или подмосковную Балашиху, задыхавшуюся от вони полигона «Кучино», закрыть который удалось лишь после прямой линии с президентом. Если же к имеющимся проблемам добавятся и высокотоксичные вещества из мощных аккумуляторов электромобилей, экологии будет нанесен непоправимый ущерб.

Задача сохранения экологии остро стоит перед всеми мировыми державами, и одним из путей ее выполнения некоторые считают массовое пересаживание на электрический транспорт. Однако по мере изучения, развития и внедрения данной технологии становится понятно, что все далеко не так просто. Ученые уже обосновали тот факт, что в странах, где энергия создается исключительно путем сжигания нефти или угля, электромобили окажутся абсолютно бесполезны с экологической точки зрения.

При крайне слабом внедрении станций, потребляющих возобновляемые источники, а также с учетом закрытия крупных АЭС по всему миру электромобили приходится признать экологически бесперспективным направлением деятельности.