Россияне стали реже менять машины

Photo

Агентство «Автостат» решило выяснить, что стимулирует российских автовладель-цев менять свое транспортное средство на новое. Как влияют на покупную способность уровень доходов населения, экономические скачки, нестабильность авторынка и цены на новые модели? И каким образом россияне, как обычно, выделяются среди прочих автовладельцев?

Такие непостоянные автолюбители

Результаты исследования показали, что средний срок владения россиянином личным автотранспортом, который ранее был самым коротким среди других стран, теперь составляет 57 месяцев. Согласно информации агентства Pricewaterhouse Coopers, совсем недавно Россия лидировала по стремлению к новизне - машины меняли каждые 3-4 года, тогда как в Америке и Китае лишь раз в 5 лет, в Японии - не ранее, чем через 6 лет, а в Канаде и Германии и вовсе только через 7 лет.

Показатель этот начал постепенно расти с 2008 года, достигнув срока в 4 года и 9 месяцев. Хотя его нельзя назвать «чистой статистикой»: владельцы премиальных моделей в состоянии чаще обновлять свой гараж, тогда как бюджетные автомобили берегут и стараются использовать как можно дольше. Обладатели иномарок российской сборки как раз владеют своими машинами ровно по 49 месяцев, а вот отечественный автопром и качественные иномарки не теряют своей актуальности и по истечении 63 месяцев.

А москвичи и иные граждане мегаполисов меняют личный транспорт чаще, чем жители глубинок. Например, в Подмосковье этот показатель в 2 раза выше, чем среди автолюбителей Ар-хангельской области. Но даже при всех этих различиях единым остается отношение российских автовладельцев к своим машинам, воспринимаемым гораздо более широко, чем просто в качестве транспортного средства. Именно поэтому срок владения автомобилем в России, несмотря ни на какие финансовые, политические и личные невзгоды, значительно ниже, чем в других странах.

Практичность или статусность?

Чем же объяснить столь частую смену автомобилей в России? Относительной стабилизацией доходов, государственным стимулированием авторынка, системами трейд-ин и лизинга, льготным кредитованием? Но в остальных, вышеперечисленных странах, доходы граждан не только ниже, а даже выше российских, различные схемы покупок существуют значительно дольше, а машины при этом не в пример дешевле.

Эксперты пришли к мнению, что в нашей стране принципиально иные причины для смены автомобиля, которые можно поделить на обдуманные и нерациональные. К первым следует отнести расходы на содержание имеющейся модели, которые постепенно возрастают в зависимости от возраста и условий эксплуатации. Если мелкий ремонт все чаще оказывается бесполезным, требуя крупных вложений, то в совокупности со страховкой, техобслуживанием и топливом хозя-ин приходит к решению о приобретении нового транспорта.

Нередки случаи продажи машины сразу по истечении заводской гарантии, если владельцу не хочется тратить на ремонт собственные средства, а также после ДТП, когда возникают неизбежные «осложнения» в результате осуществленного ремонта пострадавшего транспорта.

Следующей причиной является изменение потребностей в виде расширения семьи или появления такого хобби как дача или рыбалка, для которого требуется более проходимый автомобиль.

Редкая, но все же встречающаяся причина для продажи машины - срочная потребность в деньгах на иные нужды или на погашение долгов.

Зарубежные водители сталкиваются с аналогичными поводами для приобретения нового автомобиля, но при этом они реже совершают иррациональные поступки, поддавшись влиянию эмоций, в отличие от наших соотечественников. Например, у россиян слишком устойчив стерео-тип, что «крутая» машина показывает всем статус своего владельца, а потому для повышения собственной самооценки необходимо выбирать премиальные марки. И если европейцы ценят умение находить грамотный баланс между ценой и качеством, но в России при виде бюджетной машины возникает мысль о том, что у владельца на «нормальную» нет денег.

Опрос показал, что именно желание показать или же повысить свой социальный статус в первую очередь движет российскими автолюбителями при покупке автомобиля, заставляя беспрестанно менять модели в погоне за модой: от малолитражки к классу C, от него - к паркетнику, от паркетника - к премиальному внедорожнику. В это время европейцы могут десятилетиями менять машину в пределах единожды выбранного, рационального класса.

Такое мировоззрение россиян приводит к тому, что наиболее часты приобретения именно в сегменте премиальных брендов, особенно в среде бизнесменов. Машина служит им частью имиджа, показывает характер и деловую репутацию, то есть без смены модели деловые партнеры могут подумать об ухудшении финансового положения ее владельца и засомневаться в совместном ведении дел.

Маркетологи подобное явление называют «показным потреблением», которое распространено и в других странах, а также охватывает прочие товары, как, например, брендовую одежду и дорогие гаджеты. Сотоварищами россиян по такому поведению являются турки и китайцы, которые при нестабильном общественном статусе стараются при помощи декоративных элементов упрочить свое положение в глазах других.

Ответственность производителей

Каждый производитель обладает штатом аналитиков и маркетологов, которые изучают все слабости потребителей и используют их в своих целях. Хотя заводы гордятся качеством и надёжностью своих моделей, в их интересах повышение объема продаж. Водители даже обвиняют некоторых производителей в своеобразном заговоре, который состоит в производстве ненадежных машин с той целью, чтобы их чаще покупали.

Действительно, стоит признать, что срок эксплуатации современных машин существенно ниже, чем тех, что выпускались пару десятков лет назад. Например, у легковых автомобилей был миллионный ресурс двигателя, тогда как сейчас высокотехнологичные моторы едва выдерживают 500 тыс.км. А малолитражки, предназначенные для городских условий, и вовсе пробегают максимум 100-150 тыс. км.

Однако если посмотреть на другие продукты потребления, то и к ним изменилось отношение. Если в советское время телевизоры или холодильники не меняли до тех пор, пока они не сломаются, то сейчас они служат в среднем по 10 лет, после чего владелец начинает мечтать о новинке. А потому производителям автомобильной или бытовой техники просто нет смысла закладывать в свой продукт слишком большой рабочий ресурс.

Если рассматривать автомобиль, то нынешние владельцы уже не понимают шуток про походы в гараж. Уже мало кто лежит под своим автомобилем часами и тратит время на «доведение его до ума» или продление срока эксплуатации. Владельцам слишком часто хочется чего-то нового, хочется идти в ногу с прогрессом, иметь в своем автомобиле все последние технологии и электронные помощники, облегчающие вождение.

И все же аналитики прогнозируют в будущем более рациональный подход, который дос-тигнет европейского уровня. Так как сейчас слишком велико количества транспорта на душу на-селения, то они постепенно, но все же становятся обычным средством передвижения. Россияне начинают понимать важность соотношения цены с качеством, а потому статусность перестанет удивлять и восхищать, тогда как практичность и функциональность снова выйдет на первый план.