Стенс, или Автомобиль не для наших дорог?

Photo

Все чаще на дорогах и парковках можно увидеть самые обычные автомобили вроде бюджетных моделей Mazda, Volkswagen, BMW, но с низкой посадкой и необычными колесами, заваленными набок. Сразу возникает мысль: «Такие машины не для наших дорог, на них невозможно ездить». Но тюнинг в стиле «недвижимости» становится все более популярен в среде автолюбителей.

Такой стиль называется «stance». В русском языке нет аналогов этому слову, поэтому прижилось простое и понятное «стенс». С другой стороны, не такое и понятное. В чем же его суть? Основа правильного стенса – экстремальный клиренс и «правильные» колеса, стоящие в отрицательном развале. Вокруг этих двух параметров образовалась целая автомобильная субкультура.

Главным элементом остается клиренс. Чем он меньше, тем лучше и правильнее, на взгляд стенсеров. Уменьшить его можно несколькими способами, но большей популярностью пользуются регулируемая подвеска и пневмоподвеска. Она позволяет экстремально занижать машину и прямо во время езды увеличивать клиренс, если это необходимо. Например, для проезда через «лежачих полицейских». Другой важный атрибут стенса – положение колес в арках, или «фитмент» – термин, обозначающий расстояние от верхней кромки колесных дисков до нижней кромки крыльев. В настоящем стенсе одно без другого не существует.

Все эти доработки преследуют две цели: самовыразиться и привлечь внимание окружающих. Со второй задачей они отлично справляются, ведь водитель такого автомобиля явно выбивается из рамок того, что принято считать заурядным.

Вопрос «Зачем они портят машину?» не останется без внимания. Стенсеры привыкли слушать негативные высказывания в адрес автомобиля и себя самого. Поводы для нападок всегда разные: одни сетуют на то, что на «этом» не увезешь картошку на дачу, другие возмущаются, что на рыбалку не доедешь. Зачастую просто не понимают, что потребности у всех разные. Не каждому нужен внедорожник, способный проехать где угодно. Странно ругать «низкие» спорткары от Porsche или Lamborghini за то, что в них нельзя перевезти холодильник. Они сделаны для иного: радовать владельца и привлекать внимание.

Время, когда автомобиль был недоступной для простого смертного роскошью, давно закончилось. Сейчас почти в каждой семье есть машина, а то и не одна. И каждый хочет выделиться. Кто-то кладет игрушки на заднюю полку, клеит наклейки на стекло и устанавливает ксеноновый свет, а кто-то дорабатывает автомобиль более радикально. Подумайте сами, почти в каждой машине есть то, что подчеркивает вашу индивидуальность. Даже если это просто нестандартные салонные коврики.

Стенс – самостоятельная автомобильная культура. Происхождение явления определить сложно, потому что в Европе и Японии уже в восьмидесятые «занижали» автомобили. Молодые люди подражали гонщикам и хотели сделать свои машины максимально похожими на спортивные болиды. От этого стремления пошли колеса «домиком», обеспечивающие большее пятно контакта резины с дорогой, расширения кузова и занижение, обеспечивающее лучшую аэродинамику. Сейчас стремление к скорости исчезло, остался только специфический внешний вид.

Проблемы, безусловно, есть. Штатные системы, предусмотренные для каждого отдельного автомобиля, более безопасны, чем унифицированные решения для тюнинга. Силовые элементы могут разрушаться под дополнительной нагрузкой широких дисков, вызывая аварии. В оправдание можно заметить, что стенсеры ездят медленнее рядовых водителей.

* * * 

По-настоящему массовых движений, готовых объединить и старенький Volkswagen Golf, и Ferrari, и советскую «Ладу», до этого не было. Главная причина популярности стенса – его доступность и непривередливость к объекту для тюнинга. Общий интерес объединяет людей. Внутри тусовки они обмениваются советами, обсуждают нововведения и устраивают целые фестивали. Им нравятся их машины и впечатления, которые они получают от рутинной езды по городу. Это важнее любых аргументов хэйтеров.

Справка «АГ»

«Сток» – подвеска, не подвергшаяся изменениям. Неприемлема для стенса, потому что не имеет возможности менять настройки клиренса.

«Статикой» называют жёсткую статичную подвеску, которая не убережёт от кочек на дорогах. Самым лучшим вариантом в выборе такой подвески станут койловеры – регулируемые амортизаторы, позволяющие настраивать клиренс, жёсткость и ход. Такой выбор считается более идеологически правильным, так как в профессиональном автоспорте используют такой тип подвески. А стенс начался именно с подражания гоночным болидам.

«Пневмой» называют пневматическую подвеску, работающую за счёт сжатого воздуха в специальных подушках, поставленных на место родных стоек и пружин. Такой вариант самый дорогой, так как необходимо использовать лучшие комплектующие, чтобы не допустить утечку давления из системы. Пневмоподвеска позволяет опустить автомобиль максимально низко, а при необходимости оперативно изменить клиренс до желаемой высоты. Приверженцы старой школы не считают «пневму» допустимой, так как меняется восприятие автомобиля. Он становится более универсальным и проходимым, почти гражданским.

malyshev_ilya.jpg


Илья МАЛЫШЕВ, владелец Volkswagen Jetta:

Почему стенс

Еще в детстве, как и все парни, мечтал и болел машинами. И с детства мне нравились именно низкие машины. Повзрослел и, естественно, в Интернете смотрел видео, как культура стенса развивается в мире. Когда купил Jetta, я уже знал, какой хочу ее сделать.

Плюсы

Во-первых, на данный момент она выглядит почти так, как я ее представлял, и это очень круто. Во-вторых – здорово иметь машину, которая выделяется в потоке. В-третьих, мне нравится, когда окружающие реагируют на мое авто. То есть ты проезжаешь мимо, а люди оборачиваются и продолжают смотреть. Весело наблюдать в зеркало заднего вида, как в позади стоящей машине обсуждают мои колеса и их развал. Круто в потоке ловить большие пальцы вверх от соседних машин. Вообще, реакция людей на машину – это круто, она всегда положительная.

Минусы

Я думаю, что их просто нет. Минус – это только отсутствие дорог, но и в таких условиях мы стараемся соблюдать стиль. Ведь когда ты делаешь то, что тебе нравится, ты просто не замечаешь этих нюансов.

С чего всё началось

Первая доработка была такой: заказал решетку на передний бампер от Volkswagen Golf GTI и пороги от спорт-версии Jetta. Оплатил и сижу думаю: «Ну, мне это все придет, а подвеска будет сток (стандартная. – Прим. автора)? Так не пойдет». На следующий вечер я уже получил трек-номер посылки, в которой была винтовая подвеска. Начало 2019 года было таким: 5 января установил решетки и винтовую подвеску и, естественно, сразу занизил ее. Я был очень рад видеть машину низкой. До этого называл ее «дедушкиной машиной» и не мог подумать, что она может вызывать другие эмоции.
Как на ней ездить

С установкой пневмоподвески машина изменилась, ведь она почти лежит на земле. Когда я еду по плохой дороге, то ее не поднимаю, а просто еду медленно (привычка осталась со времени езды на винтовой подвеске). Для меня это комфортно, и мне нравится. Просто нужно ехать аккуратно, и все будет хорошо. Скажу так: я уже знаю все ямы, плохие дороги в этом городе, и чаще всего у меня в голове готовый маршрут по более или менее хорошей дороге. Думаю, что люди, которые ездят быстро на сток-машинах, чаще меня ремонтируют подвеску.

Как реагирует полиция

Полиция реагирует адекватно, очень часто меня останавливают и спрашивают, как я так езжу. Иногда обходится без проверки документов.

Где можно ездить, кроме города

Сам я родом из Сыктывкара и домой езжу относительно часто. А дорога до Сыктывкара лежит через Котлас, где есть участок «гравийки». Там я еду в среднем 15-20 км/ч. Еще круто проезжать мимо деревень: интересно наблюдать за реакцией детей, когда они видят такую машину. Вспоминаю себя малым, реакция была один в один. И я понимаю детей, насколько это круто – увидеть такую машину вживую. Примерно месяц назад я сидел и вспоминал о том, что ведь вроде недавно был маленьким и мечтал о машине, которая будет привлекать взгляды. И это была самая крутая мечта моего детства. И тут я понимаю, что еду в той самой машине, которая ловит взгляды. Честно, иногда не верится в то, что это уже наступило. Я всегда себе говорю: «Никого не слушай, делай так, как тебе нравится и как хочется именно тебе». Лучше самому ошибиться и понять, что это была ошибка, нежели жалеть о том, что ты этого не совершил.